Вступление к сочинению

В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления.

1) Историческое (краткая характеристика эпохи).

Пример исторического вступления к сочинению на тему «Образ Базарова в рома­не И.С. Тургенева “Отцы и дети”»:

Россия конца 1850-х годов жила в преддверии огромного социального события — отмены крепостного права. В русской общественной жизни того времени появля­ется новая социальная группа — разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей недворянского происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды). Они боролись за отмену кре­постного права. Разночинцы считали дворянство, говоря словами Н.В. Шелгунова, «красивым цветком, выросшим на почве крепостного права», и поэтому вместе с почвой, его породившей, заслуживающим уничтожения. В качестве идейного про­тивостояния аристократизму разночинная молодёжь культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотёсанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Именно так и ведёт себя в момент своего первого появления главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - сын бедного уездного лекаря, студент медицин­ского факультета. Будучи нигилистом, он сознательно отвергает культурные ценности прошлого и не приемлет принципы, авторитеты и суждения, принятые на веру, не подтверждённые практикой, естественно научным экспериментом.

 

2) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом).

Пример аналитического вступления к сочинению на тему «Береги честь смоло­ду» (Тема чести в русской литературе XIX века):

Честь... Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от под лости, предательства, лжи и трусости. Это морально-волевой стержень, кото­рый укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьёй является собствен­ная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так,А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общече­ловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

 

3) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отно­шение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайше­го окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника).

Пример биографического вступления к сочинению на тему «Береги честь смоло­ду» (Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»):

Одним из самых ярких детских впечатлений А.С. Пушкина было его общение с графом де Монфором - обедневшим дворянином, вынужденным бежать в Россию от Великой французской революции. Некоторое время этот человек состоял в должности гувернёра при маленьком Пушкине. Расставаясь с воспитанником, де Монфор на прощание нарисовал в тетради мальчика свой герб и написал девиз: «Главное в жизни честь и только потом счастье». Этому завету поэт следовал всю жизнь. Поэтому не случайно проблема чести и долга затрагивается во многих произведениях А.С. Пушкина, например, в поэме «Полтава», романе «Евгений Онегин», повести «Дубровский». Однако наиболее детально этот вопрос рассма­тривается в повести «Капитанская дочка». Именно в этом произведении, стре­мясь всесторонне осмыслить понятия чести и долга, А.С. Пушкин показывает, что они являются непреходящими, общечеловеческими и включают в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окру­жающим.

4) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, раз­мышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литера­туры).

Пример сравнительного вступления к сочинению на тему «Образ Осипа в коме­дии Н.В. Гоголя “Ревизор”»:

Плутоватый слуга - традиционный персонаж классической комедии. В запад­ной драматургии такими героями являются, например, Труфалъдино и Фигаро. Вспоминая театральные постановки, созданные на русской сцене, нельзя не упо­мянуть служанку Лизу из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже есть плутоватый слуга, которого зовут Осип. Образ этого героя запоминается каждому, кто прочитал гоголевскую пьесу, ведь его роль в развитии «миражной интриги» велика. Из высказываний этого второстепенного персонажа читатель получает детальное представление о характере Хлестакова и заранее знает, что городничий и его окружение, парализованные страхом, совер­шают ужасную ошибку, принимая за ревизора глуповатого чиновника самого низ­шего класса. Несомненно, более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, именно Осип в финале комедии убеждает хозяина поскорее бежать из города и тем самым обеспечивает сюжетную развязку линии Хлестакова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: