«Смелость и трусость»
Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими вопросами и утверждениями:
Почему так важно быть смелым человеком? Может ли трусость привести к измене? Что означает устойчивое выражение «у страха глаза велики»? «Смелость - половина победы» - так ли это? Можно ли стать смелым человеком? Согласны ли вы с утверждением М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»? Опасен ли трусливый человек? «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз» (У. Шекспир). Принятие решений требует смелости? Сказать «нет» может только смелый человек? «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» (У. Черчилль). «Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже» (Э. Хемингуэй). «Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезных действий» (Декарт). «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).
|
|
Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы
«Смелость и трусость»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
A. Т. Твардовский «Василий Теркин»
Е. Ильина «Четвёртая высота»
B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
В.П. Аксёнов «Московская сага»
Сочинение № 1
«Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» (У. Черчиль)
Смелость... Это качество, приобретаемое человеком в течение жизни? «Да!», - отвечает на этот вопрос своим содержанием статья из философского словаря: «Смелость как массовое явление в жизни общества порождается особыми социальными условиями и обстоятельствами». А, может быть, это волевое качество личности родом из детства?
...Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится...
Писал В. Маяковский в своём стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» А Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении со страшным названием «Вурдалак», но смешным содержанием - за вурдалака была принята собака - описал мальчика с противоположным качеством характера:
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
|
|
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шёл домой.
Смог ли Ваня с течением времени преодолеть свойственную ему робость или это оказалось невозможным? Будем надеяться, что перерос этот свой недостаток...
Многие политики, философы и литераторы считают, что в те минуты жизни, когда человек поставлен перед выбором, совершить смелый поступок позволяет только высокий нравственный потенциал, духовный багаж, накопленный личностью, что смелым может быть только высоконравственный человек, для которого очень дороги такие понятия, как честь, достоинство, любовь к другим людям, любовь к Родине. Именно таким был Сотников, герой произведения Василя Быкова «Сотников». И другим в минуту жизненного выбора оказался Рыбак, внутреннего потенциала личности которого не хватило до смелого, достойного поступка, «трусоват был», совершил предательство. И рыбак, и Сотников выполняли очень важное поручение: достать продовольствие для партизан, но попали в плен: были схвачены полицаями. И как по-разному он стали вести себя в плену! Сотников хотел ценой своей жизни спасти тех, кто тоже был схвачен: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая, - не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. - Тот здесь оказался случайно - если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите одного меня». «По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому».
Рыбак решил во что бы ни стало спастись, не понимая, что за это придётся заплатить слишком большую цену. «Слушай, я вроде их обхитрю», - шептал он Сотникову, который предупреждал его о тщетности ожиданий возможного спасения без вреда для собственной души и совести: «Чудак! С кем ты вздумал тягаться?... Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» «Рыбак был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то».
Рыбак заявляет своё намерение служить в полиции, «решил выжить любой ценой», надеясь после как-нибудь потом выкрутиться. Выкрутиться не удалось: его заставили участвовать в казни своего товарища: он выбил подставку из-под ног Сотникова...
Купленная жизнь ценой предательства не принесла счастья, и повеситься не удалось, «непреодолимое отчаяние охватило его, он застонал, едва подавляя в себе внезапное желание завыть, как собака». Поистине прав был Уильям Шекспир, когда сказал, что «трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз».
«Не тот смел и мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху», - писал Константин Дмитриевич Ушинский задолго до того, как было написано произведение В. Быкова, но словно имея в виду именно Сотникова. Впрочем, не только его. И в мирное время находится место подвигу смелого человека.
Юрий Лелюков. В газете «Комсомольская правда» 26 февраля 1985 года был опубликован очерк «Четыре секунды длиною в жизнь» о его подвиге. Удивительно смелым человеком оказался учитель начальной военной подготовки второй средней школы. Во время урока он хотел рассказать ученикам о принципах обращения с гранатой. Граната, которую он держал в руке, объясняя учебный материал, оказалась настоящей: «Раздался хлопок, и пошёл дымок». У него было несколько секунд решить, как поступить. К решению, принятому за секунды, он шёл всю жизнь. Накопленный годами высокий человеческий потенциал, его высокая духовность проявилась в решительном поступке: он пожертвовал собой ради других: «повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гранату к животу».
|
|
Были спасены 26 учеников.Он не думал о себе, о своей семье: Ларисе, шестилетней Олесе и годоваловом Юре. Это произошло 29 ноября 1983 года в Иваничевской средней школе №2. Там преподал свой последний урок мужества и человечности и смелости военрук Юрий Лелюков.
Смелость, проявленная человеком и в военное, и в мирное время, всегда поражает тех, кто оказался свидетелем яркого проявления благородства души человека, его способностью преодолевать в себе «чувство страха, неуверенности, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями... Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству» (философский словарь).
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы...» (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Сочинение № 2