Тематическое направление № 4

«Смелость и трусость»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во­просами и утверждениями:

Почему так важно быть смелым человеком? Может ли трусость привести к изме­не? Что означает устойчивое выражение «у страха глаза велики»? «Смелость - по­ловина победы» - так ли это? Можно ли стать смелым человеком? Согласны ли вы с утверждением М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсут­ствие»? Опасен ли трусливый человек? «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз» (У. Шекспир). Принятие решений тре­бует смелости? Сказать «нет» может только смелый человек? «Смелость не зря счи­тается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» (У. Черчилль). «Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже» (Э. Хемингуэй). «Трусость очень вредна, потому что она удер­живает волю от полезных действий» (Декарт). «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы

«Смелость и трусость»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и уда­лом купце Калашникове»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

М.А. Шолохов «Судьба человека»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

A. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Е. Ильина «Четвёртая высота»

B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

В.П. Аксёнов «Московская сага»

Сочинение № 1

«Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» (У. Черчиль)

Смелость... Это качество, приобретаемое человеком в течение жизни? «Да!», - от­вечает на этот вопрос своим содержанием статья из философского словаря: «Сме­лость как массовое явление в жизни общества порождается особыми социальными условиями и обстоятельствами». А, может быть, это волевое качество личности родом из детства?

...Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится...

Писал В. Маяковский в своём стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» А Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении со страшным названием «Вурдалак», но смешным содержанием - за вурдалака была принята собака - опи­сал мальчика с противоположным качеством характера:

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шёл домой.

Смог ли Ваня с течением времени преодолеть свойственную ему робость или это оказалось невозможным? Будем надеяться, что перерос этот свой недостаток...

Многие политики, философы и литераторы считают, что в те минуты жизни, ког­да человек поставлен перед выбором, совершить смелый поступок позволяет только высокий нравственный потенциал, духовный багаж, накопленный личностью, что смелым может быть только высоконравственный человек, для которого очень доро­ги такие понятия, как честь, достоинство, любовь к другим людям, любовь к Роди­не. Именно таким был Сотников, герой произведения Василя Быкова «Сотников». И другим в минуту жизненного выбора оказался Рыбак, внутреннего потенциала личности которого не хватило до смелого, достойного поступка, «трусоват был», совершил предательство. И рыбак, и Сотников выполняли очень важное поручение: достать продовольствие для партизан, но попали в плен: были схвачены полицаями. И как по-разному он стали вести себя в плену! Сотников хотел ценой своей жизни спасти тех, кто тоже был схвачен: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая, - не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. - Тот здесь оказался случайно - если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите од­ного меня». «По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому».

Рыбак решил во что бы ни стало спастись, не понимая, что за это придётся запла­тить слишком большую цену. «Слушай, я вроде их обхитрю», - шептал он Сотни­кову, который предупреждал его о тщетности ожиданий возможного спасения без вреда для собственной души и совести: «Чудак! С кем ты вздумал тягаться?... Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» «Ры­бак был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то».

Рыбак заявляет своё намерение служить в полиции, «решил выжить любой це­ной», надеясь после как-нибудь потом выкрутиться. Выкрутиться не удалось: его заставили участвовать в казни своего товарища: он выбил подставку из-под ног Сот­никова...

Купленная жизнь ценой предательства не принесла счастья, и повеситься не уда­лось, «непреодолимое отчаяние охватило его, он застонал, едва подавляя в себе внезапное желание завыть, как собака». Поистине прав был Уильям Шекспир, когда сказал, что «трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз».

«Не тот смел и мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не под­чиняясь страху», - писал Константин Дмитриевич Ушинский задолго до того, как было написано произведение В. Быкова, но словно имея в виду именно Сотникова. Впрочем, не только его. И в мирное время находится место подвигу смелого человека.

Юрий Лелюков. В газете «Комсомольская правда» 26 февраля 1985 года был опубликован очерк «Четыре секунды длиною в жизнь» о его подвиге. Удивительно смелым человеком оказался учитель начальной военной подготовки второй средней школы. Во время урока он хотел рассказать ученикам о принципах обращения с гранатой. Граната, которую он держал в руке, объясняя учебный материал, оказа­лась настоящей: «Раздался хлопок, и пошёл дымок». У него было несколько секунд решить, как поступить. К решению, принятому за секунды, он шёл всю жизнь. На­копленный годами высокий человеческий потенциал, его высокая духовность про­явилась в решительном поступке: он пожертвовал собой ради других: «повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гра­нату к животу».

Были спасены 26 учеников.Он не думал о себе, о своей семье: Ларисе, шестилет­ней Олесе и годоваловом Юре. Это произошло 29 ноября 1983 года в Иваничевской средней школе №2. Там преподал свой последний урок мужества и человечности и смелости военрук Юрий Лелюков.

Смелость, проявленная человеком и в военное, и в мирное время, всегда поража­ет тех, кто оказался свидетелем яркого проявления благородства души человека, его способностью преодолевать в себе «чувство страха, неуверенности, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями... Смелость тес­но связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, прин­ципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству» (философский словарь).

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы...» (М. Горький «Старуха Изергиль»).

Сочинение № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: