Многие люди задумывались над астрономическим значением Стоунхенджа, но не
могли сказать по этому поводу ничего определенного. Например, в 1740 году
Джон Вуд предположил, что Стоунхендж был «храмом друидов, посвященным
Луне». В 1771 году Джон Смит отметил ориентацию Стоунхенджа на точку
восхода Солнца в день летнего солнцестояния и строил догадки по поводу
числа и расположения камней. В 1792 году человек, о котором известно
только то, что он называл себя Уолтайр, утверждал, что Стоунхендж
представлял собо «огромный теодолит для наблюдения за движением небесных
тел… и был воздвигнут по крайней мере 17 тысяч лет назад». В XX веке
также высказывалось много догадок, правда весьма близких к истине, об
астрономическом значении Стоунхенджа. После попытки Локьера в 1901 году
датировать время построики памятника с помощью астрономических методов
несколько видных ученых высказывали догадки о связи Стоунхенджа с
астрономическими явлениями. Но их догадкам недоставало точных
|
|
математических расчетов.
В 1961 году Дж.Хокинс пришел к выводу, что «проблема Стоунхенджа
заслуживает того, чтобы призвать на помощь вычислительную машину». Прежде
всего, програмисты Шошана Розенталь и Джули Коул взяли карту Стоунхенджа,
на которой было отмечено 165 пунктов (камни, лунки от камней, прочие
лунки, насыпи), и поместили ее в автоматическую измерительную машину
«Оскар». Эта машина пробивала координаты всех этих точек. Затем
вычислительной машине сообщили географические сведения и дали команду
выполнить 3 команды:
. Провести прямые через 120 пар точек, нанесенных на карту.
. Определить азимуты этих точек.
. Определить склонения точек на небесной сфере, в которые
«опираются» эти линии.
Затем перфокарты «Оскара» были введены в машину. Через несколько секунд
машина выдала результат — 240 направлений были переведены в значения
склонений. Таким образом задача была наполовину решена, оставалось только
выяснить, имеют ли эти склонения астрономическое значение. Программисты и
Дж.Хокинс заметили, что среди значений склонений преобладали такие числа,
как +-29, +-24, +-19. После «проверки» выяснилось, что основные и часто
повторяющиеся направления Стоунхенджа указывали на Солнце и Луну. Расчеты
машины показали, что:
1) со средней точностью 1 градус двенадцать важных направлений Стоунхенджа
указывали на Солнце и
2) со средней точностью 1.5 градуса двенадцать направлений указывали на
крайние положения Луны.
Следует отметить, что на протяжении всех этапов строительства необходимые
направления бережно сохранялись и дополнялись, а вид сооружения
|
|
становился всё более внушительным. В течение 300 лет строительством
Стоунхенджа занималось много людей с разным образом мышления и уровнем
культуры. Это монументальное сооружение, возникшее как простое кольцо из
камней, разорванное в направлении восхода Солнца в день летнего
солнцестояния, превратилось в прямоугольник, вписанный в окружность, и в
массивный «храм» сложной конструкции из камней, установленных в форме
подков и колец из арок. Однако сама древняя ориентация не была утеряна,
наоборот, ее сохранили, многократно продублировали и выделили среди
прочих направлений. В последней «версии» Стоунхенджа направления,
определяемые пятью трилитами и Пяточным камнем, восемь раз указывают на
восемь крайних положений Солнца и Луны. Такое совпадение не может быть
случайно. После того, как установили, что строители сориентировали
Стоунхендж по Солнцу и Луне с таким искусством, последовательностью и
упорством, естественно возникает вопрос: «Зачем?»
Дж.Хокинс считает, что солнечно-лунные направления в Стоунхендже были
установлены и отмечены по двум, а может быть, по четырем причинам:
1) они служили календарем, особенно полезным для предсказания времени
начала сева;
2) они способствовали установлению и сохранения власти жрецов, так как
позволяли жрецам устраивать театрализованное представление по наблюдению
восходов и заходов Солнца и Луны, особенно восхода Солнца над Пяточным
камнем в день летнего солнцестояния и захода Солнца в арке большого
трилита в день зимнего солнцестояния;
3) возможно, они служили также для чисто интеллектуальных упражнений;
4) они служили для предсказания затмений Луны и Солнца. Затмения имели
место быть когда зимняя Луна всходила над Пяточным камнем. Конечно, из
Стоунхенджа наблюдалось не более половины этих затмений, большая
вероятность того, что надвигавшееся затмение будет видно в Англии,
позволяло жрецам считать восход зимней луны над Пяточным камнем опасным
признаком. Исследования показали, что в те годы, когда зимняя Луна
всходила над камнями D или F*, осень случалось лунное затмение. Интервал
между ночами, когда Луна всходила по крайней линии центр — D, составлял
18. 61 год; отсюда следует, что Луна должна была всходить над камнем D не
через равные 19-летние интервалы, а вперемежку — то через 19, то через 19
лет, причем в среднем на один 18-летний интервал приходятся два 19-
летних. Самый маленький интервал, который мог бы оставаться точным на
длительное время — это суммарное время трех интервалов, или 56 лет. Этот
56-летний цикл — разгадка числа лунок Обри. Они служили «счетно-
вычислительной машиной». Пользуясь ими для отсчета лет, жрецы Стоунхенджа
могли следить за движением Луны и тем самым предсказывать «опасные»
периоды, когда могли происходить наиболее эффектные затмения Луны и
Солнца.
Во всяком случае, какими бы мотивами не руководствовались строители
Стоунхенджа, их детище оказалось чудом. Столь же сложный, как целый
комплекс астрономических инструментов, и в то же время столь простой с
архитектурной точки зрения, тонкий и сложный по своим функциям
грандиозный Стоунхендж внушает трепет и является воплощением гениального
замысла. По замыслу и выполнению — это восьмое чудо древнего мира.