Назначение Стоунхенджа

 

Многие люди задумывались над астрономическим значением Стоунхенджа, но не

могли сказать по этому поводу ничего определенного. Например, в 1740 году

Джон Вуд предположил, что Стоунхендж был «храмом друидов, посвященным

Луне». В 1771 году Джон Смит отметил ориентацию Стоунхенджа на точку

восхода Солнца в день летнего солнцестояния и строил догадки по поводу

числа и расположения камней. В 1792 году человек, о котором известно

только то, что он называл себя Уолтайр, утверждал, что Стоунхендж

представлял собо «огромный теодолит для наблюдения за движением небесных

тел… и был воздвигнут по крайней мере 17 тысяч лет назад». В XX веке

также высказывалось много догадок, правда весьма близких к истине, об

астрономическом значении Стоунхенджа. После попытки Локьера в 1901 году

датировать время построики памятника с помощью астрономических методов

несколько видных ученых высказывали догадки о связи Стоунхенджа с

астрономическими явлениями. Но их догадкам недоставало точных

математических расчетов.

 

В 1961 году Дж.Хокинс пришел к выводу, что «проблема Стоунхенджа

заслуживает того, чтобы призвать на помощь вычислительную машину». Прежде

всего, програмисты Шошана Розенталь и Джули Коул взяли карту Стоунхенджа,

на которой было отмечено 165 пунктов (камни, лунки от камней, прочие

лунки, насыпи), и поместили ее в автоматическую измерительную машину

«Оскар». Эта машина пробивала координаты всех этих точек. Затем

вычислительной машине сообщили географические сведения и дали команду

выполнить 3 команды:

. Провести прямые через 120 пар точек, нанесенных на карту.

. Определить азимуты этих точек.

. Определить склонения точек на небесной сфере, в которые

«опираются» эти линии.

Затем перфокарты «Оскара» были введены в машину. Через несколько секунд

машина выдала результат — 240 направлений были переведены в значения

склонений. Таким образом задача была наполовину решена, оставалось только

выяснить, имеют ли эти склонения астрономическое значение. Программисты и

Дж.Хокинс заметили, что среди значений склонений преобладали такие числа,

как +-29, +-24, +-19. После «проверки» выяснилось, что основные и часто

повторяющиеся направления Стоунхенджа указывали на Солнце и Луну. Расчеты

машины показали, что:

1) со средней точностью 1 градус двенадцать важных направлений Стоунхенджа

указывали на Солнце и

2) со средней точностью 1.5 градуса двенадцать направлений указывали на

крайние положения Луны.

 

Следует отметить, что на протяжении всех этапов строительства необходимые

направления бережно сохранялись и дополнялись, а вид сооружения

становился всё более внушительным. В течение 300 лет строительством

Стоунхенджа занималось много людей с разным образом мышления и уровнем

культуры. Это монументальное сооружение, возникшее как простое кольцо из

камней, разорванное в направлении восхода Солнца в день летнего

солнцестояния, превратилось в прямоугольник, вписанный в окружность, и в

массивный «храм» сложной конструкции из камней, установленных в форме

подков и колец из арок. Однако сама древняя ориентация не была утеряна,

наоборот, ее сохранили, многократно продублировали и выделили среди

прочих направлений. В последней «версии» Стоунхенджа направления,

определяемые пятью трилитами и Пяточным камнем, восемь раз указывают на

восемь крайних положений Солнца и Луны. Такое совпадение не может быть

случайно. После того, как установили, что строители сориентировали

Стоунхендж по Солнцу и Луне с таким искусством, последовательностью и

упорством, естественно возникает вопрос: «Зачем?»

Дж.Хокинс считает, что солнечно-лунные направления в Стоунхендже были

установлены и отмечены по двум, а может быть, по четырем причинам:

1) они служили календарем, особенно полезным для предсказания времени

начала сева;

2) они способствовали установлению и сохранения власти жрецов, так как

позволяли жрецам устраивать театрализованное представление по наблюдению

восходов и заходов Солнца и Луны, особенно восхода Солнца над Пяточным

камнем в день летнего солнцестояния и захода Солнца в арке большого

трилита в день зимнего солнцестояния;

3) возможно, они служили также для чисто интеллектуальных упражнений;

4) они служили для предсказания затмений Луны и Солнца. Затмения имели

место быть когда зимняя Луна всходила над Пяточным камнем. Конечно, из

Стоунхенджа наблюдалось не более половины этих затмений, большая

вероятность того, что надвигавшееся затмение будет видно в Англии,

позволяло жрецам считать восход зимней луны над Пяточным камнем опасным

признаком. Исследования показали, что в те годы, когда зимняя Луна

всходила над камнями D или F*, осень случалось лунное затмение. Интервал

между ночами, когда Луна всходила по крайней линии центр — D, составлял

18. 61 год; отсюда следует, что Луна должна была всходить над камнем D не

через равные 19-летние интервалы, а вперемежку — то через 19, то через 19

лет, причем в среднем на один 18-летний интервал приходятся два 19-

летних. Самый маленький интервал, который мог бы оставаться точным на

длительное время — это суммарное время трех интервалов, или 56 лет. Этот

56-летний цикл — разгадка числа лунок Обри. Они служили «счетно-

вычислительной машиной». Пользуясь ими для отсчета лет, жрецы Стоунхенджа

могли следить за движением Луны и тем самым предсказывать «опасные»

периоды, когда могли происходить наиболее эффектные затмения Луны и

Солнца.

 

Во всяком случае, какими бы мотивами не руководствовались строители

Стоунхенджа, их детище оказалось чудом. Столь же сложный, как целый

комплекс астрономических инструментов, и в то же время столь простой с

архитектурной точки зрения, тонкий и сложный по своим функциям

грандиозный Стоунхендж внушает трепет и является воплощением гениального

замысла. По замыслу и выполнению — это восьмое чудо древнего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: