Древнеиндийская философия

Тема 2. Философия древнего мира

 

В Индии философия возникла в VI веке до н. э. Однако в этой стране есть и более древний литературный источник, который содержащимися в нём идеями повлиял на развитие индийской философии. Этим источником являются Веды (15 в. до н. э.). Веды содержат священное знание по руководству религиозными ритуалами, наиболее общие сведения об устройстве мира.

Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.

Самхиты включают в себя четыре сборника гимнов: Ригведа (хвалебные стихи, посвященные Богам, ритуальные стихи и т. д.), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений), Атхарваведа (Веда заклинаний). Брахманы – это сборник ритуальных текстов, на которые опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Араньяки («лесные книги») – правила поведения для отшельников. Упанишады («сидеть около» – сидеть у ног учителя) – философская часть Вед, возникшая около 1 тыс. лет до н.э. По форме изложения Упанишады имеют вид диалога двух спорящих лиц или беседы учителя и ученика, в которых обсуждаются такие вопросы: Что представляет собой Вселенная? Как возникла жизнь? Как человек познает мир? Почему мы живем и куда уходим после смерти? Также в Упанишадах рассматриваются вопросы о первопричине, первооснове (субстанции мира), о назначении человека, его моральном облике и отношении к государству. В качестве первопричины мира и первоосновы бытия рассматривается духовное начало – Брахман или Атман, или Пуруша. Брахман и Атман чаще всего используются как синонимы, хотя в тексте Упанишад проводится и различие в содержательном толковании данных понятий: Брахман – это Бог, духовный абсолют и внутренняя сущность вещей и процессов («Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира…»), а Атман – душа. Согласно Упанишадам, человеческое «Я» содержит ключ к объяснению природы. Истина находится в самом человеке. Человек не только отождествляется с духовной силой, скрытой в нем, но и сама сила души носит вечный, неуничтожимый характер. Человек сравнивается с колесницей, в которой душа – ее владыка, тело – повозка, ум – возница, а желания – вожжи. Чем глубже проникает личность в свою собственную духовную природу, тем более она освобождается от всяких желаний, побуждений, то есть от горя, печали и других страданий.

Согласно Упанишадам, тот человек мудр, который умеет просеивать все, что дает ему мир, особенно всякие соблазны жизни. В Упанишадах подробно объясняется путь внутреннего восхождения, своеобразного путешествия сознания, в результате которого отдельные души достигают «конечной реальности» в виде познания человеком самого себя. В связи с этим разрабатываются определённые философско-этические понятия, которые в дальнейшем использовались многими философскими школами и направлениями.

Под влиянием Вед в культуру Индии вошла идея круговорота жизни, совершающегося по закону воздаяния. Смерть человека не есть завершающий итог его существования. Она лишь необходимый элемент нового рождения человека в одной из мировых сфер в благоприятной или неблагоприятной форме. Форма перерождения зависит от кармы, представляющей собой сумму положительных и отрицательных дел, совершённых человеком за свою жизнь. Карма может быть положительной, если добрые дела, совершённые человеком, преобладают над плохими. Тогда человек перерождается, улучшая свой социальный статус и иные свои возможности. При равенстве положительного и отрицательного в своей жизни, то есть при средней карме, человек перерождается в прежнем социальном качестве, с такими же индивидуально-личностными способностями. При преобладании отрицательных дел карма негативная. В зависимости от меры и характера принесённого зла человек при перерождении может превратиться в животное или даже в насекомое.

Вместе с идеей кармы в духовную культуру Индии вошло признание за человеком уникальной способности к саморазвитию, которая отличает людей как от животных, так и от богов. Благодаря данной способности человек может освободиться от того, что ему мешает вести истинно человеческое существование, а именно от жажды чувственных наслаждений и эгоцентризма. В древнеиндийской культуре признается, что как раз в таком освобождении человека через практическую реализацию им своей способности к саморазвитию заключен высший смысл человеческой жизни.

Указанные идеи, закрепившись в древнеиндийской культуре, проявились и в философии в виде характерных её черт.

Характерные черты древнеиндийской философии.

Во-первых, индийская философия имеет практический характер. Она, по сути, является духовным руководством для достижения правильной жизни.

Во-вторых, основанием философских воззрений древних индийцев является вера в возможность индивидуального достижения свободы, счастья каждым человеком независимо от его социального статуса, того социально-исторического времени, в которое он живёт, и других социальных факторов.

В-третьих, в философии Древней Индии преобладает религиозно-этическая проблематика, основывающаяся на вере в возможность установления нравственного миропорядка. Душевная тревога за отсутствие такого устройства жизни, желание достичь его и являются, по мнению индийцев, неиссякаемым источником обращения человека к философии.

Возникшие в Индии философские системы принято разделять на те, которые признают авторитет Вед (ортодоксальные) и те, которые отвергают его (неортодоксальные). Философские школы, не признающие авторитет Вед: 1) чарвака (локаятики); 2) джайнизм; 3) буддизм. К философским системам, признающим авторитет Вед, относятся: 1) миманса; 2) веданта; 3) санкхья; 4) йога; 5) ньяя; 6) вайшешика.

Неортодоксальные школы.

Чарвака - материалистическое учение. Буквально слово чарвака означает материалист. Хотя существуют и иные его интерпретации. Это и имя мудреца, заложившего основы учения, и девиз доктрины «ешь, пей, веселись («чарв» - есть, жевать). Также высказывается мнение, что термин «чарвака» сложился из двух слов древнеиндийского языка: «чар» – четыре, «вак» – слово, и буквально означает «четыре слова». Подобное истолкование термина «чарвака» объясняют тем, что чарваками назывались философы, считавшие состоящим мир из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Чарваки считали, что все предметы, явления мира, как бы они ни были разнообразны, – это лишь различные комбинации земли, воды, воздуха и огня.

В познании чарваки доверяли только восприятиям и не доверяли логические выва Умозаключение нет дыма без огня достоверно лишь при условии, что мы как бы автоматически учитываем, что в горящем материале есть влага, из-за которой огонь и сопровождается дымом. Поэтому вывод не должен рассматриваться источником достоверного знания.

Свидетельство – тоже ненадежный источник знания, даже Веды – ненадежны. Они ненадежны потому что они – свидетельство невоспринимаемых знаний.

Если восприятие является единственно надежным источником познания, то мы можем познать только реальность воспринимаемых объектов. Отсюда мирр состоит из указанных выше четырех элементов. Поэтому нельзя верить в существование бога, души, небесного царства, в жизнь после смерти.

Душа есть не что иное как обладающее сознанием живое тело. Она исчезает вместе с телом.

Наиболее известной неортодоксальной философской школой является буддизм. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама или Будда (просветленный, пробужденный).

Будда не был склонен к обсуждению философских проблем, которые не имели актуального практического значения для жизни человека, его морального совершенствования. На вопросы метафизического характера он отвечал молчанием, поскольку считал, что есть вопросы, на которые нельзя ответить. К их числу он относил такие вопросы как «вечен мир или не вечен», «конечен мир или бесконечен», «тождественна душа с телом или отлична от него», «бессмертен познавший истину или нет» и т. д.

Примечательно и то, что Будда полагал, что истин в мире много, словно листьев в лесу. То, что открыл миру он, – это просто охапка листьев и только.

Четыре истины, открытые Буддой, составляют суть его философского учения.

1. Истина о всеобщности страдания. Страдание всеобще и возникает в самых различных жизненных ситуациях: при болезни, при разлуке, при невозможности достичь цели и т. п. Главное человеческое страдание связано со смертью, ибо смерь противоречит желанию человека жить вечно.

2. Истина о причине страданий. Страдания порождаются жаждой жизни, чрезмерными желаниями, влечениями.

3. Истина освобождения. От страданий можно освободиться, отказавшись от влечений, подавив страсти.

4. Истина пути. К освобождению (нирване) есть путь. По нему прошёл Будда. Этот путь доступен каждому, кто захочет освободиться. Путь, пройденный Буддой, называется восьмеричным по количеству ступеней, на которые должен взойти человек, чтобы достичь нирваны.

1 ступень – достижение правильного знания, т. е. правильное понимание четырёх истин.

2 ступень – наличие решимости изменить свою жизнь в свете открывшихся истин.

3 ступень – на ней общее твёрдое намерение к преобразованию жизни должно проявиться в праведной речи. Речь человека, достигшего этой ступени, не должна порождать зло, содержать жестокие слова, быть лживой.

В «Дхаммападе» (сборнике изречений Будды, собранных его учениками) записано: «Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишённый аромата».

В связи с этим, 4-я ступень – это достижение правильного поведения, которое должно дополнить праведную речь. В общем плане правильное поведение состоит в том, чтобы человек избегал недобродетельных поступков и делал добрые дела. Добрые дела должны составить основу нового образа жизни человека.

5 ступень – праведный образ жизни. Будда предупреждает, что трудно вести праведный образ жизни в окружающем человека социальном мире: «Легко жить тому, кто нахален как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста». Даже для поддержания жизни, считал Будда, нельзя прибегать к недозволенным средствам.

6 ступень – правильное усилие, необходимое для противостояния идеям, которые могут сбить человека с выбранного им пути. В буддизме подчёркивается, что для борьбы с чуждыми идеями необходимо пополнять ум хорошими мыслями и искоренять дурные. Ум человека не может быть пустым. Будда изрёк: «Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле».

7 ступень – наличие правильных помыслов. Следует всегда помнить, что вещи преходящи. Это позволяет освободиться от привязанности к вещам и печали, и скорби по поводу их утраты. Тело тоже преходяще, и нет необходимости столь серьёзно скорбеть об его утрате.

8 ступень – достижение правильного сосредоточения, проходящего различные ступени: сосредоточение на осмыслении истины; исчезновение сомнения в истинности принятого на веру и появление в этой связи радости и покоя; отрешение от радости и покоя путём обретения невозмутимости; освобождение от ощущения телесности; существование без страдания или нирвана.

В отличие от буддизма всемирно известная философская система йога опирается на Веды и является одной из ортодоксальных школ. Йога означает «сосредоточение». Её основателем считается мудрец Патанджали, автор «Йога-сутры». Йога представляет собой синтез философского учения с психотехнической и физической практикой.

Концептуальные основы йоги разработаны в философии санкхья. Основатель данной философской системы – мудрец Капила. Согласно его учению, в мире существуют два начала: 1) духовное (пуруша); 2) материальное (пракрити). Духовное начало как бы намагничивает материальное и таким образом является первопричиной существующего мира. Материя, исходя из своей природы, наделяет жизнь тремя началами: 1) благим – гармонизирующим жизнь; 2) страстным – возбуждающим живое существо к действию; 3) инертным – ведущее к лености, порождающее безразличие. Поодиночке эти начала не существуют, а только вместе, причем, в различных сочетаниях у разных людей.

Цель жизни, по учению Капилы, в освобождении духа от материи, в избавлении от перерождений и кармы; дух должен покинуть тело и достичь состояния блаженства и освобождения (мокша).

Реализации поставленной цели и служит система йога. Главное в йоге – практика: упражнения, путём которых человек достигнет состояния мокша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: