Возникновение христианства. Превращение христианства в господствующую религию императорского Рима

Римские императоры как верховные понтифики следили за соблюдением ритуалов и предписаний традиционной религии, реставрировали храмы исконных римских божеств, покровительствовали жреческим коллегиям. В эпоху Поздней респ – скептицизм по отнош к традиц-ым культам => востребованность филос и религ учений эллинистического Востока (стоицизм, киники). В вост провинциях – культы богов-страдальцев, умиравших и вновь воскресавших => верования в вечную загробную жизнь.

С 204 г до нэ в Риме почиталась фригийская «великая мать богов» Кибела. После вост походов Помпея в Италии появились почитатели Митры, символа силы и мужества. Начиная с принципата Августа – культ египетск богини Исиды.

Наиб широкое распространение – иудаизм: численность и полит влияние иудейской общины Рима во II – I вв до нэ возрастали.Вообще Иудея в зависимости от Рима с 63 г до нэ.Еще во II в до нэ там сформировались 3 религиозно-полит группировки: саддукеи (аристократия, высшее жречество, готовые к сотрудничеству с любой властью в Иудее), фарисеи (средние слои, выступавшие против Рима и против саддукеев; фанатично приверженны религ традициям) и ессеи (обособленные колонии к С-З от Мертвого моря; отрицали частн собств, рабовладение и войну, проповедовали пассивную созерц жизнь, отказ от полит деят-ти, безбрачие и аскетизм). В эпоху эллинизма среди иудеев – вера в приход посланца Яхве, к-рый освободит народ Израиля и сделает его «первым народом земли». После разрушения Иерусалима и Храма в 70 г и кровавого подавления римлянами иудейского восстания появл предания о земн жизни и деят-ти Иисуса Христа – евангелия Марка, Луки и Матфея (70-ые гг).

Становление христ-ого вероучения – при апостоле Павле: организованы христ-ие общины в вост провинциях (в основном распростр в Палестине, Сирии, городах Малой Азии, Балканского п-ова и Италии).

Церковь – много отдельных общин (добровольн взносы членов), во гл общины – епископ с помощниками: пресветерами и диаконами (эти лица – клирики в белых одеждах). Главные таинства – крещение и евхаристия (причащение). В III в – фрески и иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и апостолов.

Последователи апостола Павла – дискуссия с гностиками и сектантами.

Произведения раннехрист традиции: четыре Евангелия, «Деяния апостолов», 21 апостольское послание и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. В них – пассивный протест угнетенных масс против соц несправедливости.

Интенсивный религ поиск в условиях углубления дух кризиса, разложения традиц-ой полисной религии, несостоятельности офиц идеологии.

Христ сектанты отказывались почитать гения императора и участвовать в жертвенных пирах.

Гонения ранних христиан. В 65 г при Нероне их обвинили в поджоге Рима. При Домициане и в эпоху Антонинов – эпизодические преследования отдельн лиц или христ общин. В 250 г при императоре Деции (249-251 гг) – жесткие гонения, обусловленные отказом участия в императорском культе. В 257 г – новая волна репрессий при императоре Валериане (253-260 гг). Гонения не ослабили церковь – со втор пол III в оформляется культ мучеников. К нач IV в христ-во получило в империи широкое распространение среди всех соц групп, классов и сословий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: