Система изъятия прибавочного продукта и появление феодализма в Европе

Известно, что с падением Западной Римской империи в V в. произошло ослабление власти на огромной территории Европейского континента. Вскоре к этому добавились набеги викингов, венгров, сарацин, норманнов (период Великого переселения народов VI-VIII вв.). Хаос и постоянные военные угрозы создали потребность земледельца в защите – встать под покровительство сильного. Крестьянину трудно совмещать функции аграрного производителя и воина. Поэтому распространенной практикой стал обмен части урожая, части общинных свобод на защиту господина. И так в каждой общине, местности складываются отношения господин-слуга – существенная характеристика будущей феодальной системы. Если добровольный обмен части прав и урожая на защиту не обеспечивал господину необходимый ему объем изъятий, он прибегал к насилию. Таким образом, постепенно и в Европе складывалась практика принудительного изъятия прибавочного продукта, но что важно – децентрализованного принуждения, что явилось характерной чертой формировавшегося в Европе в VII-X вв. феодального типа хозяйства.

Надо сказать, что децентрализация насилия при изъятиях прибавочного продукта долгое время не позволяла создать в Европе устойчивое и сильное государство. Достаточно напомнить об относительно коротком времени существования империй Меровингов (481-750 гг.), Каролингов (751-814 гг.). Поэтому уделом Европы долгое время оставалась феодальная раздробленность. Причины слабости хозяйственных систем лежали в ресурсных ограничениях системы, построенной на децентрализации насилия: не хватало золота и драгоценностей, феодальная армия плохо приспособлена к длительному ведению войн, поскольку состояла из ополчения. Поэтому не случайно феодальная Европа страдала от грабежей, разорения земель чужаками. Однако принцип децентрализации хозяйственной жизни имел и свои позитивные стороны, с которыми мы познакомимся в следующей главе.

Таким образом, получается, что хозяйственно-политическая система, возникшая в центральной и северной Европе, имеет в определенном смысле противоположные аграрным государствам черты в силу децентрализации изъятий:

· относительно слабое территориально разобщенное меньшинство, защищающее общинников в обмен на часть их свобод и материальных ресурсов;

· общество слабо стратифицировано;

· отсутствует аппарат для осуществления изъятий.

 

Кочевники

Степное кочевое скотоводство оказало существенное влияние на жизнь Евразии в последние 3 тыс. лет. Благодаря кочевникам на этой огромной территории шел медленный обмен товарами, технологиями, инновациями, шел обмен институтами.

Кочевники и оседлые имели одни хозяйственные корни. Потребность в белках животного происхождения заставила людей приручить некоторых видов животных, что стало началом отказа от присваивающего хозяйства. Первоначально не было четкой границы между оседлыми и кочевниками, поскольку и те и другие использовали подсечно-огневое земледелие и выпас животных, медленно мигрируя. Массовое разведение животных в азиатских степях и предгорьях началось в первые столетия 1-го тыс. н.э.

Хозяйственная жизнь кочевников и социальное устройство общества

Кочевники круглый год передвигались по степи. Каждый мужчина – воин, навыки воина и охотника близки. Близки и навыки, необходимые для организации миграции. С точки зрения хозяйственных отношений миграция не способствует накоплению имущества. Поэтому у степняков нельзя изъять сколько-нибудь большой объем прибавочного продукта. Это препятствует образованию стратифицированного общества. Тем не менее потребности миграции, охоты и ведения войны создают иерархию власти. В основе иерархии – не размер имущества, а авторитет, умение организовать миграцию, набеги, хотя имущественное неравенство существует – размер стада члена сообщества. Однако кочевники не делятся на уплачивающих подати и привилегированное меньшинство, специализирующееся на насилии, – воины-кочевники налогов не платят.

Вместе с тем у кочевников есть господствующие и подчиненные, которые принадлежат разным кланам (тейпам, джузам). Иерархия кланов основана на военной мощи – как много в клане мужчин – а не на происхождении.

Кочевники и торговля. У кочевников торговля – составная часть жизни, в то время как для оседлого земледельца ее трудно совместить с основной деятельностью. Известна роль Великого шелкового пути в обмене товарами и культурой между Китаем и Средиземноморьем; арабская караванная дорога с 1 тыс. н.э. связала Индию с Ближним Востоком и Европой. По-видимому, не случайно ислам благосклонно относится к торговле, эта религия тесно связана с бытом скотоводов-кочевников.

Кочевники и аграрные государства. Объектом добычи кочевников были не только животные и пастбища, но в не меньшей степени оседлые народы. Часто оседлые народы соглашались платить дань в обмен за отказ кочевников от набегов. Зачастую дань представлялась в виде подарков[5].

Еще одним способом взаимодействия кочевников и оседлых были нашествия, которые включали разгром армий, городов, сокращение населений, существующих элит, разрушение сложившегося механизма изъятий, который, как мы помним, предотвращал разорение крестьян. Однако завоеватели, чтобы придать стабильность своей власти, вынуждены были восстановить систему изъятий прибавочного продукта по принципу «оседлого бандита». Но если завоеватели продолжали относиться к оседлому населению как к охотничьему трофею, их господство оказывалось недолгим из-за полного опустошения некогда плодоносящих пашен.

Однако кочевники не могли игнорировать пусть неизвестные для себя, но важные для оседлых сообществ правила их жизни, связанные с необходимостью изъятий прибавочного продукта. Следовать этим правилам кочевникам было непросто. И с этим связаны две возможные тенденции развития после завоеваний, ибо завоевателям теперь нужно управлять крестьянской массой, превосходившей их численно. Первая возможность связана с тем, что вождь завоевателей стремился воссоздать иерархию власти аграрного общества. Однако его сподвижники этому сопротивлялись, поскольку традиционным для них является слабая стратификация общества, и они предпочитали сохранить элементы военной демократии. Если вождю удавалось выстроить вертикаль власти, то возникала централизованная империя, а кочевая элита получала набор привилегий. Если удавалось сохранить элементы военной демократии, то реализовалась вторая возможность и формировался феодальный режим с характерной для него системой децентрализованного изъятий прибавочного продукта и организацией насилия. Свои институты в чистом виде кочевникам сохранить не удалось.

Таким образом, сообщество кочевников, не накапливающее имущество и обладающее мобильностью, не могло служить источником изъятий прибавочного продукта. Оно не было стратифицировано, но имело социальную структуру, основанную на военном потенциале кланов. Кочевники внесли большой вклад в развитие торговли между народами востока и запада. Однако, если не хватало собственных ресурсов для жизни сообщества, кочевники совершали набеги и нашествия на оседлые народы. Успешные нашествия меняли кочевую жизнь до неузнаваемости: основных вариантов было два – устанавливалось централизованное государство или создавалась феодальная раздробленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: