Международно-правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды

Практически вся история общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы свидетельствует о том, что человечество развивало свою экономику без учета трех важнейших обстоятельств: ассимиляционного потенциала природной среды,

исчерпаемости невозобновляемых природных ресурсов и существования трансграничных переносов загрязняющих веществ. По мере

расширения спектра и масштабов воздействия человека на природу изменения состояния окружающей среды по своей величине приблизились к предельным значениям, что спровоцировало в 50-60-е годы XX в. формирование локальных экологических нарушений в районах растущих индустриальных центров, а в последующем — глобальные изменения окружающей среды. К началу 70-х годов XX в. практически во всех развитых странах наблюдалось кризисное обострение экологических проблем и осознание их реальной опасности для человека. В этих условиях возникло одно из направлений международного сотрудничества — международно-правовая охрана окружающей природной среды. К настоящему времени сформированы базовые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, реализация которых способна обеспечить всеобщую экологическую безопасность в интересах настоящего и будущих поколений. Эти принципы таковы:

• каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

• каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

• экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

• хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

• любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы, недопустимы;

• контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной

среды и природных ресурсов должен быть установлен на основе международных критериев и параметров;

• необходимо обеспечение свободного и беспрепятственного

международного обмена научно-технической информацией по

проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

• государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

• все споры, связанные с проблемами окружающей природной

среды, должны разрешаться мирными средствами.

На основе этих принципов формировались и формируются источники международно-правовых экологических норм. К ним относятся резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), а также решения других международных организаций и конференций (договоры, соглашения, конвенции и т.п.). Точкой отсчета законодательного творчества стали две резолюции: «Экологическое развитие» и «Охрана природы», принятые ГА ООН в декабре 1968 г. В первой из них @3.12.1968 г.) провозглашалась важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экологического и социального развития.

Во второй резолюции, принятой по инициативе ЮНЕСКО A8 декабря 1968 г.),

была отмечена необходимость целостного системного анализа совокупности состояния окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны, а также изложена концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития. В этом же документе термин «охрана природы» был интегрирован в более широкий — «охрана окружающей среды». Идеи этого акта были развиты на конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5—16 июня 1972 г.). Среди 26 принципов, принятых на этом форуме в виде «Декларации принципов», заслуживают быть выделенными следующие:

• право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

• сохранение природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений;

• экономическое и социальное развитие, обеспечивающее улучшение окружающей среды;

• суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов;

• ответственность государств за ущерб окружающей среде;

• решение международных проблем окружающей среды следует

осуществлять в духе сотрудничества;

• избавление человека и окружающей его среды от последствий

применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

Важным решением Стокгольмской конференции явилось создание постоянно действующего органа по охране окружающей среды

ЮНЕП (United Environment Program — Программа ООН по окружающей среде). Деятельность этой организации затрагивает проблемы

здоровья человека, условия его жизни, охрану природных ресурсов,

включая генетические, образование и профессиональную подготовку, торговлю, экономику, технологию. Не менее значимым явилось

и создание фонда окружающей среды, плана мероприятий по решению организационных, экономических, политических вопросов

охраны окружающей среды, взаимоотношений государств и международных организаций.

На этой конференции день 5 июня был провозглашен Всемирным днем окружающей среды - Днем эколога.

В последующие годы подобные встречи стали регулярными.

Наиболее важные решения по экологической безопасности были

приняты на совещании европейских стран (кроме Албании), США

и Канады в Хельсинки A975), на котором руководители государств

определили цели, области, формы и методы экологического сотрудничества. Вопросам выполнения Хельсинкских договоренностей

была посвящена Венская встреча представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

(СБСЕ). В итоговом документе, принятом в Вене A975), были при-

ведены рекомендации правительствам государств о сокращении

выбросов серы на 30% к 1995 г., о поощрении мер по сокращению

производства озоноразрушающих газов, об исследовании явлений

глобального потепления климата и соответствующей роли выбросов

диоксида углерода и других газов, об укреплении и развитии программ по изучению трансграничных переносов загрязняющих биосферу веществ, а также по обмену информацией о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья человека и окружающей среды.

Идеи СБСЕ были развиты на конференции ООН по окружаю-

щей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Принятые на этой конференции решения способны изменить всю

нашу жизнь, ибо в них указаны пути к более стабильному, безопас-

ному и справедливому будущему для всего человечества. В их число

должны войти развитые страны, страны с переходной экономикой,

ответственные за 55% общемировых выбросов СО2.

Один из таких путей обозначен в Киотском протоколе к «Рамоч-

ной конвенции об изменении климата» (РКИК) (Киото, Япония,

1997 г.). Согласно этому документу развитые страны и страны с пе-

реходной экономикой, являющиеся сторонами Протокола, должны

к 2008—2012 гг. сократить свои выбросы парниковых газов в сред-

нем не менее чем на 5% от уровня 1990 г.

Анализ экологической обстановки в мире и отдельных его регионах, подготовка необходимых документов, организация выполнения международных договоров и соглашений, контроль за исполнением принимаемых решений осуществляется международными

организациями по охране окружающей среды

Генеральная Ассамблея ООН в соответствии с ее Уставом занимает ведущее положение в международном экологическом сотрудничестве, организуя через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) многогранную деятельность по охране окружающей среды, соблюдению прав человека в части обеспечения здоровой и благоприятной для жизни природной среды.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов

(МСОП) направляет свою деятельность на сохранение естественных

систем, редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы, заповедников, национальных парков и т. п., одновременно ведет большую работу в области экологического просвещения, по организации заповедных зон, ведению Красной книги редких и исчезающих видов растений и животных, подготовке и проведению международных конференций по охране природы.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО) занимается проблемами мировых продовольственных ресурсов и сельского хозяйства, связанными с охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

 

Здесь приведены только основные экологические международные организации. Следует подчеркнуть, что в своей деятельности

каждая из них весьма активно сотрудничает с другими при решении

тех или иных проблем. Так, в ГСМОС кроме ВМО входят ЮНЕСКО,

МАГАТЭ, ИМО. Благодаря такому тесному сотрудничеству удается создавать документы, {международные конвенции, договоры, соглашения, протоколы), которые используются государствами в формировании экологической политики, обеспечивающей устойчивое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: