Лекция 20. Международное право окружающей среды
План:
1. Понятие, источники и принципы международного права окружающей среды
2. Международная ответственность за экологические правонарушения
3. Международный экологический суд
Закономерным результатом необходимости осуществления экологической деятельности в общепланетарном масштабе стало формирование самостоятельной отрасли права – международное экологическое право.
Международное право окружающей среды – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.
Международное экологическое право имеет два аспекта. Прежде всего, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов, регулирует все формы международного сотрудничества различных государств и в то же время оно является продолжением (внутреннего) национального экологического права в нашей стране.
|
|
Международному экологическому праву присущи три основных направления:
а) координация деятельности в этой сфере и расширение обмена опытом;
б) разработка и осуществление научно обоснованных систем мер по охране элементов природной среды в ограниченных зонах или географических районах;
в) разработка и осуществление общечеловеческих природоохранительных мероприятий (принципы стратегии поведения человечества по отношению к природе, система наблюдения за изменениями в окружающей природной среде).
В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством:
• нормотворчества;
• взаимных консультаций;
• мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией;
• контроля за состоянием природы;
• применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века (в свою очередь природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности). Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов (одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г.). Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).
|
|
Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине ХХ века. Основные из этих факторов - использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.
Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.
Наиболее важное значение имеют ООН и МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии – координатор экологического развития в области мирного использования ядерной энергии, повышения безопасности АЭС, обращения с радиоактивными отходами и т.д.) их специализированные учреждения, располагающие целостной системой органов, руководящих международной природоохранительной деятельностью. На своих конференциях они принимают рекомендации по переходу к устойчивому развитию
Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.
В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:
а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми» и озеро Байкал - признанны в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия.
На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:
• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное право);
• содержащие необязательные правила, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).
В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды относятся:
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.),
|
|
- Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.),
- Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.),
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.),
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.),
- Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.),
- Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.),
- Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.
Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. носящие рекомендательный характер, могут служить:
- Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.),
- Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.) и др.
Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.
Принципы, применяемые к международно - правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на:
- общепризнанные принципы современного международного права;
- специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.
Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. К ним относятся:
• уважения государственного суверенитета,
• суверенного равенства всех государств,
• взаимной выгоды,
• невмешательства во внутренние дела другого государства,
• добросовестного выполнения международных обязательств,
• мирного разрешения споров и некоторые др.
В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные (специальные принципы) данной отрасли. К ним относятся:
|
|
• право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,
• приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,
• неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,
• устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,
• равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),