Понятие, источники и принципы международного права окружающей среды

Лекция 20. Международное право окружающей среды

План:

1. Понятие, источники и принципы международного права окружающей среды

2. Международная ответственность за экологические правонарушения

3. Международный экологический суд

Закономерным результатом необходимости осуществления экологической деятельности в общепланетарном масштабе стало формирование самостоятельной отрасли права – международное экологическое право.

Международное право окружающей среды – это совокупность международно-правовых норм, регулирую­щих отношения между его субъектами по обеспечению рациональ­ного использования природных ресурсов Земли и охране глобаль­ной окружающей среды от вредных воздействий в интересах на­стоящего и будущих поколений людей. Предметом международно­го права окружающей среды являются международные экологи­ческие отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия челове­чества с природой.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Прежде всего, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов, регулирует все формы международного сотрудничества различных государств и в то же время оно является продолжением (внутреннего) национального экологического права в нашей стране.

Международному экологическому праву присущи три основ­ных направления:

а) координация деятельности в этой сфере и расширение обмена опытом;

б) разработка и осуществление научно обоснованных систем мер по охране элементов природной среды в ограниченных зонах или ге­ографических районах;

в) разработка и осуществление общечеловеческих природоохранительных мероприятий (принципы стратегии поведения человече­ства по отношению к природе, система наблюдения за изменениями в окружающей природной среде).

В контексте развития и реализации международного права ок­ружающей среды деятельность мирового сообщества в области ре­гулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физи­ческих и биологических воздействий осуществляется посредством:

• нормотворчества;

• взаимных консультаций;

• мониторинга природной среды и обмена экологически значи­мой информацией;

• контроля за состоянием природы;

• применения мер международной ответственности за наруше­ние норм и принципов международного права.

Международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века (в свою очередь природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности). Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов (одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г.). Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине ХХ века. Основные из этих факторов - ис­пользование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использо­вание во все возрастающих масштабах природных богатств и за­грязнение окружающей среды планеты, развитие программ ис­пользования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и фи­зические лица, оказывающие воздействие на состояние окружаю­щей среды в международных пространствах.

Наиболее важное значение имеют ООН и МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии – координатор экологического развития в области мирного использования ядерной энергии, повышения безопасности АЭС, обращения с радиоактивными отходами и т.д.) их специализированные учреждения, располагающие целостной системой органов, руководящих международной природоохранительной деятельностью. На своих конференциях они принимают рекомендации по переходу к устойчивому развитию

Объект международно-правового регулирования охраны окру­жающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы.

В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектов можно выделить несколько категорий:

а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарк­тика, морское дно за пределами континентального шельфа, косми­ческое пространство);

б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);

в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми» и озеро Байкал - признанны в соответст­вии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия.

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твер­дое», т.е. обязательное право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авто­ритетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории ис­точников обязательного международного права окружающей среды относятся:

- Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.),

- Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.),

- Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.),

- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.),

- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.),

- Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.),

- Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.),

- Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Примерами другого вида источников международного экологи­ческого права, т.е. носящие рекомендательный характер, могут служить:

- Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей че­ловека среде (1972 г.),

- Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.) и др.

Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуж­дают государства и международные организации к активной дея­тельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Принципы, применяемые к международно - правовой охране окружающей среды и природопользова­нию, подразделяются на:

- общепризнанные принципы современно­го международного права;

- специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосу­дарственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. К ним относятся:

• уважения государственного суверенитета,

• суверенного равенства всех государств,

• взаимной выгоды,

• невмешательства во внутренние дела другого государства,

• добросовестного выполнения международных обязательств,

• мирного разрешения споров и некоторые др.

В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные (специаль­ные принципы) данной отрасли. К ним относятся:

• право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,

• приоритет экологических прав и интересов человека в про­цессе непрерывного социально-экономического развития,

• неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,

• устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,

• равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологи­ческое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других госу­дарств),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: