Типы слогов. Правила слогоделения. Ударение. Клитики. Роль интонации

В речевом потоке отдельные звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности оказывается неодинаковой. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога, представляющего собой минимальную произносительную единицу речи.

Существуют разные точки зрения на определение сущности слога и установлению принципов слогоделения. Разные подходы к определению слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание – артикуляционная или акустическая.

С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком.

С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание.

С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие.

Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русской речи это бывает редко и только в беглой речи:ру́–бл%٬, жы́–зн%٬, р٬и́–тм%, ка́-зн%٬. Это происходит потому, что для образования слога важна не абсолютная звучность слогообразующего, а лишь его звучность по отношению к другим рядом стоящим звукам.

Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные – 4, сонорные – 3, шумные звонкие –2, шумные глухие – 1:

л٬иэса́, д٬и́н

3 4 1 4 4 2 4 3

Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком: ст٬иэ-на́, в-да́, мъ-л-ко́. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком:бм-б٬и́т٬, цэ́л٬, сто́л- б٬ик.

По тому, с какого звука начинается слог, различают прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного (пр٬и–ка́с), неприкрытый – с гласного (-у́л, а́-ист).

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: м-шы́–нъ.

Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом, или границей слога.

Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: р-к٬э́-тъ, хъ- р-шо́,цв٬иэ–ты́, с-ро́-къ.

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: б٬и́-твъ,зв٬иэ–зда́], [р٬э́-ч٬къ.

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: р٬и́-фмъ], [-кра́–шъ-нъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį, ва́-фл٬и], [жа́дныį.

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: в-лна́], [по́-мн٬у], [к-рма́н.
В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: вл – на́], [по́м-н٬у.

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [кн–цы́.

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и.

7. При сочетании ĵ с последующими шумными и сонорными согласными ĵ отходит к предшествующему слогу: ч٬а́į-къ], [вį-на́], [cа́į-ръ.

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение.[1]

Акустические средства:

высота звука — тоническое ударение;

сила звука — силовое ударение;

длительность звучания — количественное ударение;

Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения[1]: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации[2][3]. Вместе с ударением образует просодическую систему языка

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.Различаются два типа интонационных средств (интонем)

фразовые акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?);интегральные (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.Одни и те же интонационные средства могут использоваться и в составе фразовых акцентов, и в качестве интегральных характеристик интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания. На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов[3], однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.

Функции интонации

Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему

Экспрессивная: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи

Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом

Эвфоническая: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: