Русский психолингвист Н.И. Жинкин считает, что «интонация — это действительность», потому что вне интонации «нельзя произнести ни слова, ни предложения, через интонацию выявляется смысл речи, ее подтекст»1. У интонации есть несколько функций и основных моделей, которые усваиваются каждым человеком с детства.
Общей закономерностью русской интонации является повышение тона при развитии мысли, понижение тона при завершении мысли и интонационный перепад между данным и новым в предложении.
Рис. 2. Интонация повествовательного предложения |
Выделяют ряд коммуникативных типов речевой интонации:
1) мелодический рисунок утверждения, называния;
2) мелодический рисунок побуждения;
3) мелодический рисунок вопроса;
4) мелодический рисунок восклицания;
5) мелодический рисунок однородности: перечисления;
6) мелодический рисунок неоднородности: противопоставления, сопоставления, подчинения, уточнения, подтверждения.
Для русского языка нормативным является произношение повествовательных невосклицательных предложений с повышением голоса в первой его части, сохранением высоты звука в середине и понижением к концу, что обозначает законченность высказанной мысли (рис.2).
Такую интонацию обычно называют интонацией конца предложения. В конце таких предложений ставится точка.
Интонацию, сигнализируемую точкой в конце предложения, К.С.Станиславский сравнивал с падением камня, с сильным ударом.
Однако понижение тона на точке может быть разным, это зависит от того, стоит точка просто в конце предложения или приходится одновременно на конец абзаца или всего произведения. Важно определить значение знака в развитии мысли. Внутри абзаца точка означает не только конец отдельного суждения, мысли, картины, но и сигнал продолжения развития обшей мысли, объединяющей все предложения абзаца. Поэтому пауза после такой точки должна быть короче паузы после абзаца.
В конце и в середине предложения может стоять и многоточие, означающее перерыв в высказывании. Это может быть вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Перерыв может приходиться и на середину слова. Многоточие, подчеркивал К.С.Станиславский, в отличие от точки, выражается интонационной незавершенностью, «голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы...»[19]. Обычно многоточие требует паузы.
Интонационная окрашенность фразы, в которой есть многоточие, определяется причинами, вызывающими перерыв: это или волнение говорящего, или недостаточный запас слов, или попытка подобрать слова, чтобы как можно точнее высказать свою мысль и т.д.
Задание. Прочитайте фрагмент из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка про себя и решите, какими причинами вызваны перерывы в речи, обозначенные многоточием. Затем прочитайте фрагмент вслух, передавая интонационно эти причины.