Раздел 2 Общие свойства возбудимых тканей

Вопросы для подготовки к экзамену.

1. Роль нормальной физиологии в медицинском образовании. Связь с другими науками.

2. Вклад отечественных ученых в развитие мировой физиологии: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.

Раздел 1 Физиология крови

1. Внешняя и внутренняя среда организма (К. Бернар). Механизмы поддержания гомеостаза. Особенности внутренней среды новорожденных.

2. Кровь, ее свойства и функции. Возрастные изменения содержания эритроцитов и лейкоцитов.

3. Характеристика форменных элементов крови. Их роль в организме. Клиническое значение и методы определения количества эритроцитов и лейкоцитов.

4. Гемоглобин. Свойства гемоглобина как переносчика кислорода. Количество гемоглобина в 1 литре крови, методы его определения. Виды гемоглобина и его производные. Функциональные особенности гемоглобина новорожденных.

5. Антигенные свойства крови. Понятие об антигене и антителе. Естественные и иммунные антитела. Группы крови системы АВО. Методы определения групповой принадлежности крови, правила переливания крови. Особенности реакции агглютинации у новорожденных.

6. Антигены системы резус. Метод определения резус-принадлежности крови. Механизмы и виды резус-иммунизации.

7. Плазма крови, ее состав. Гематокрит. Основные физиологические константы крови Ионный состав плазмы. Понятие об осмотической концентрации и осмотическом давлении. Единицы измерения. Исследование осмотической стойкости (резистентности) эритроцитов.

8. Белки плазмы крови, их виды, количество и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль в обмене жидкости между кровью и тканями.

9. Буферные системы крови. Роль легких и почек в поддержании кислотно-щелочного состояния крови.

10. Свертывание крови. Фазы гемостаза. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Особенности свертывания крови у детей.

11. Противосвертывающая система организма. Первичные и вторичные антикоагулянты, фибринолиз.

 

Раздел 2 Общие свойства возбудимых тканей

 

1. Рефлекторный принцип регуляции функций, его развитие в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Структура рефлекторной дуги соматического и вегетативных рефлексов.

2. Возбудимость и раздражимость как основные свойства живых тканей. Понятие о раздражителе, классификация раздражителей по виду энергии и по силе. Порог раздражения как мера возбудимости.

3. Современные представления о строении и функции клеточных мембран возбудимых клеток.

4. Активный и пассивный транспорт веществ через клеточные мембраны.

5. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. История их открытия. Мембранный потенциал покоя и его происхождение.

6. Понятие о возбуждении, его проявления и условия развития.

Потенциал действия, его фазы, ионный механизм возникновения.

7. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Сравнительная характеристика локального ответа и потенциала действия.

8. Изменение возбудимости мембраны нервного волокна в различные фазы потенциала действия (начертить график).

9. Механизм распространения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным волокнам. Скорость проведения возбуждения по волокнам типа А, В и С. Законы проведения

10. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

11. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Соотношение потенциала действия и возбудимости с фазами одиночного сокращения. Суммация сокращений и виды тетануса.

12. Молекулярный механизм мышечного сокращения и расслабления.

13. Вегетативная нервная система: особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов, медиаторы. Особенности вегетативной Н.С. у новорожденных и детей первого года жизни.

14. Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: