По общему объему внешней торговли ФРГ занимает второе место в мире после США. Основные орговые партнеры ФРГ - страны ЕС, в последнее время осваиваются рынки стран Восточной Европы и России.
В экспорте доля промышленных изделий превышает 90%, в импорте также преобладает готовая продукция, но большой удельный вес имеют сырье и топливо.
3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.
Начнём с ФРГ:
На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:
а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории;
б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);
в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);
г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;
д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море;
е) трубопроводный (передача нефти и газа).
Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:
Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, “точкой роста” которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):
а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море;
б) речной: главная артерия - Инд;
в) железнодорожный;
г) газопроводный.
Последние развиты в меньшей степени.
Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.
Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.
Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.
Билет 7.
1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство).
Это в большей степени территориальные ресурсы. Их на Земле столько, сколько и суши, что составляет 29 % или 13.4 млрд. га земной поверхности. Однако, лишь 30 % земельного фонда мира - это сельскохозяйственные угодья, а остальное - это горы, районы вечной мерзлоты, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таёжные леса.
Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. кв. км) и зарубежная Азия (27.7 млн. кв. км), а самым маленьким - зарубежная Европа (5.1 млн. кв. км) и Австралия с Океанией (8.5 млн. кв. км).
Но если рассмотреть обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчёта на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселённой Австралии приходится по 37 га земли, а на жителя зарубежной Азии - только по 1.1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.
В земельном фонде выделяются:
- сельскохозяйственные: обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга, естественные луга и пастбища;
- лесные земли;
- земли, занятые под населёнными пунктами, промышленностью, транспортом;
- малопродуктивные и непродуктивные земли.
Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной Америке.
Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель: США, Индия, Россия, Китай, Канада.
Пастбища, под которые используются 23 % земли, преобладают в Австралии, странах Центральной Азии, части стран Северной Африки, на юге Южной Америки и западе США.
Проблемы использования земельных ресурсов:
Происходит деградация сельскохозяйственных земель, в конечном итоге наблюдается сокращение обрабатываемых площадей, вследствие следующих факторов:
а) процесс опустынивания: в районе пустыни Сахары, в Юго-Западной Азии, в Северной и Южной Америке из-за “перегрузки” полей сельскохозяйственными культурами и неправильной их обработки, вырубки лесов, перевыпаса скота;
б) рост поселений людей и развития индустрии;
в) нарушение почвенного покрова в результате открытой добычи полезных ископаемых (образование карьеров, отвалов и т.п.);
г) изымание земель под создание водохранилищ;
д) эрозия почв, возникающая в результате неправильной обработки сельскохозяйственных земель.
Пути решения проблем:
1) вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель ещё неиспользованных (горные склоны, балки и т.д.);
2) расширение обрабатываемых земель за счёт моря (Нидерланды - 40 % территории отвоёвано у моря);
3) контроль за увеличением площади городов (повышение этажности зданий, расширение подземных сооружений);
4) повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельского хозяйства;
5) химический синтез пищевых продуктов, промышленного культивирования микроорганизмов (биотехнологии).
Страны мира предпринимают усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. Их действия координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).
2. Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
Формировалось мировое хозяйство на протяжении всей истории человечества, однако сложилось оно при развитии международных связей и мирового рынка в конце XIX — начале XX века.
Выделяют несколько этапов формирования мирового хозяйства: длительный этап предыстории привел к его возникновению в XVI веке, когда в результате Великих географических открытий международная торговля охватила все регионы земного шара, во второй половине XIX века происходило становление и расширение мирового хозяйства благодаря развитию транспорта. Но главным этапом на пути формирования современной системы мирового хозяйства стал конец XIX и XX веков, что явилось результатом совокупного развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.
В основе мирового хозяйства лежит международное географическое разделение труда.
Кроме того, существует также географическая модель мирового хозяйства, которая постоянно развивается. И если до конца XIX века в мире преобладал один центр — Европа, то затем образовался второй, вскоре ставший главным — США. В период между двумя мировыми войнами возникли еще два центра мирового значения — СССР и Япония. После II Мировой Войны началось формирование новых центров в Азии (Китай, Индия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии), а также Канаде,Австралии, Бразилии. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС во главе с «четырьмя азиатскими тиграми» — Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Таким образом, в наши дни географическая модель мирового хозяйства приобрела полицентрический (многоцентровый) характер.
Для возникновения МГРТ необходимо чтобы:
страна должна обладать определенными преимуществами перед другими в условиях необходимых для данного производства;
должны существовать страны, испытывающие потребности в этом виде продукции;
экономическая выгода стране — производителю;
этого вида продукции должно производится столько, что бы её было больше чем необходимо самим.
В результате МГРТ в отдельных странах появляются отрасли международной специализации — то есть отрасли, в большей степени ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в МГРТ.
МГРТ присущи объективные противоречия. Так, например, чрезмерная специализация страны на поставках небольшого числа товаров ставит ее хозяйство в слишком сильную зависимость от колебаний конъюнктуры на мировых рынках, объединяет отраслевой состав хозяйства. Специализация же на отраслях обрабатывающей промышленности (развитие которых возможно лишь на базе зрелого хозяйства) служит мощным фактором развития всего хозяйства.
Международная специализация приводит к необходимости международного обмена товарами и услугами, что в свою очередь повышает интенсивность международных экономических связей, число и мощность грузопотоков. Поэтому важнейшим фактором развития МГРТ является снижение транспортных издержек.
Примерами МГРТ являются: Швейцария — финансовые услуги, производство часов, Япония — автомобилестроение, электронное машиностроение, Куба – производство сахара и т. д.
Наиболее высокие темпы роста мирового хозяйства наблюдались в XX веке. За первые3/4 века мировой экономический потенциал возрос в 10 раз.
Особенно быстрыми темпами развивается мировое хозяйство в эпоху НТР. Повлияла НТР, прежде всего на отраслевую структуру хозяйства. Это выражается в изменении пропорций между производственной и непроизводственной сферами. Под её влиянием начала формироваться постиндустриальная структура, с преобладанием нематериальной сферы и повышением роли науки, сферы услуг, информационного обеспечения.
Изменения происходят и структуре самого материального производства.
Это, прежде всего изменение соотношения между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой, т.к. он обеспечивает прогресс в других отраслях, в самой промышленности — возросла доля обрабатывающей, сельское хозяйство приобрело индустриальный характер.
На территориальную структуру мирового хозяйства в эпоху НТР все большее влияние оказывают новые технические средства и технологии. Это проявляется:
в возникновении районов нового освоения;
в реконструкции районов старого освоения.
Для улучшения территориальной структуры хозяйства страны мира проводят региональную политику, представляющую собой комплекс законодательных, административных, экономических мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, и выравниванию уровня жизни людей.