Кредитно-банковская система

История кредитно – банковской системы прошла несколько этапов формирования. Структура кредитной системы РФ приближена к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента – рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Современная кредитная двухуровневая система практически сформирована:

1 уровень – Центральный банк Российской Федерации. В дальнейшем именуется ЦБ РФ.
2 уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.

ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и другие функции.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно – расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).

Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активов в активах банков продолжает расти. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.

Проведение в России демократических реформ позволило возродить двухуровневую банковскую систему. Вместо Госбанка и его филиалов были созданы Центральный банк России и сеть акционерных коммерческих банков.

С 1991 по 2004 г. Банковская система страны не выполнила ни одной инвестиционной программы за исключением банков, обслуживающих топливно-сырьевые монополии, относящиеся к нефтяной, газовой, угольной и другим подобным отраслям хозяйства.

Центральный банк предпринял попытку нормализовать работу коммерческих банков посредством их слияния и трансформации мелких и средних банков в филиалы крупных. С 1993 по 2004 г. Число коммерческих банков сократилось с 37 тыс. до 1,8 тыс. но эта мера не принесла существенных результатов.

По экспертным оценкам Центрального банка, утечка капиталов за границу в 1995 – 2003 гг. составила более 240 млрд. долларов. В результате банковская система России впала в состояние хронического кризиса, не позволяющего обеспечить безналичные расчеты по депозитам с вкладчиками.

Первые признаки эффективного функционирования банков появились после августовского “дефолта” 1998 г. И создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Современное состояние банковской системы России могут быть классифицированы по самым разным признакам, в том числе:

1. по организационно – правовой форме (частный, государственный, муниципальный и т.д.);
2. по отдельным видам осуществляемых операций (инвестиционные, экспортно-импортные и. д.);
3. по отраслям и сферам, на которые ориентированы банки;
4. по размерам (крупные, средние, мелкие);
5. по социально – экономической роли (сберегательный, Агропромбанк и др.);
6. по рейтингу и т.д.

Пользуясь представленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три группы небанковских кредитных организаций:

1. небанковские кредитные организации;
2. расчетные небанковские кредитные организации;
3. небанковские кредитные организации инкассации.

В новом нормативном акте Банка России четко сформулировал основания для отзыва и аннулирования у кредитных организаций лицензий на осуществления банковских операций Указание Банка России от 1 июня 2002 г. № 1154 – У “О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 2.04.1996 г. № 264 “Об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ.” Банк России активно работает над расширением инструментария на российском фондовом рынке, в частности он возобновил репо с коммерческими банками и восстанавливает рынок межбанковского репо.

Репо – операция, в которой сторона пропадает пакет ценных бумаг другой стороне с обязательством его последующего выкупа по заранее договоренной цене через определенный срок. С помощью репо банки стремятся решить проблемы ликвидности (нехватки денежной наличности).

В целях поддержки стабильности на валютном рынке и развития инструментария управления текущей ликвидностью Банка России продолжает проведения валютного свопа Валютный своп – покупка или продажа валюты на спот – условиях с совершением обратной сделки на следующий рабочий день (третий день), т. Е. заключается сделка спот и встречная форвардная сделка с расчетом на третий рабочий день. Параметры сделок устанавливаются на ежедневной основе и могут оперативно изменяться в зависимости от ситуации на денежном и валютном рынке.

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в ближайшие годы предпринимателям потребуется расширить привлечения заемных средств по сравнению с нынешнем уровнем минимум в 1,5 – 2 раза в долларовом выражении. До того времени как завершится модернизация и вложенные средства начнут приносить отдачу, предпринимателям придается рассчитываться за счет новых кредитов. Это означает втягивание банков в финансирование “схем Понди” (финансовых пирамид) с соответствующим ростом рисков.

Условием создания устойчивости банковской системы может стать рост ее капитализация. Однако в банковском секторе формируется среднесрочная тенденция опережающего роста вкладов населения при одновременной стагнации денежных средств предприятий. Поскольку сбережения населения – это платный ресурс, а расчетные счета предприятий – фактически бесплатный ресурс. Одновременно сужается и другой источник капитализации банков – приток средств акционеров и пайщиков в уставные фонды Ведомости. 2003. 21 января.

Важную роль в решении этих очень сложных задач призвано сыграть реальное совершенствование банковской системы в интересах социально – экономического развития страны. Однако контрольная программы такого совершенствования до настоящего времени не разработана.

27. Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальнойстоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Противоположным процессом являетсядефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, вСССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года)[источник не указан 17 дней].

В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки.

Антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются неэффективными, если не ведется работа по гашению инфляционных ожиданий. Для того чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству. Решение первой половины проблемы предполагает организацию поддержки малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, стимулирование диверсификации производства, контроль и пресечение признаков монополизма и др. Все это позволит стимулировать работу рыночных механизмов, а их эффективное функционирование - это залог если не снижения, то замедления роста цен.

Гораздо труднее решить вторую половину проблемы - заслужить доверие народа. Для этого правительство должно разработать комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, информировать население о них и неуклонно проводить их в жизнь. В том случае если правительство не будет отступать от объявленных мер, то через определенное время население убедится, что взятый курс на обуздание инфляции проводится в жизнь, инфляционные ожидания перестают играть определенную роль, и население все больше начинает приспосабливать свои решения о ценах и спросе к пожеланиям правительства.

Второй путь достижения стратегических целей - контроль за обращающейся денежной массой через лимитирование ее ежегодного прироста. Подобные лимиты должны удерживаться в течение длительного времени вне зависимости от состояния бюджета, безработицы и т. п. Это достаточно жесткий и действенный регулятор экономики, и в его использовании необходима осторожность. Но если эффект от него получен, т. е. достигнута стабилизация роста цен, начинается стабилизация ожиданий, а следовательно, изменение соотношений между сберегаемой и потребляемой частями дохода в пользу сбережений.

И конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя возможными путями - увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений дает лишь кратковременный эффект, а на деле приводит к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рациональнее отказаться от этого пути. Следовательно, остается второй путь - сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально- экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства. Государство должно разработать политику стимулирования научно-технического прогресса, определить основные направления структурной политики, поддерживать инвестиционные вложения.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры краткосрочного, тактического воздействия. Такая тактика дает результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса или, наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка, проще говоря, необходимо продавать все, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершенное производство, отходы производственной деятельности, некондиционные материалы, - все, на что может быть спрос. Все эти ресурсы есть в стране, поэтому не нужны затраты на их производство, а это означает, что увеличение предложения произойдет без увеличения издержек производства, зарплаты и спроса.

Рассасыванию денежной массы и уменьшению спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий. Кроме того, передача предприятий в частные руки освобождает расходную часть бюджета от необходимости содержать эти предприятия. Значительный эффект может дать массированный потребительский импорт, выброшенный единовременно на рынок, а также частичная реализация государственных стратегических запасов.

Изменения структуры доходов в пользу сбережений можно достичь через увеличение процентов по вкладам. В этом случае достигается двойной эффект: с одной стороны, уменьшается наличная денежная масса и, следовательно, уменьшается спрос, с другой - увеличивается количество кредитных ресурсов, что дает возможность более быстрыми темпами развивать производство и увеличивать предложение. Кроме того, уменьшения денежной массы можно добиться путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: