Роль и формы участия государства в регулировании рыночных отношений

Можно выделить следующие функции государства:

1)Стимулирование сбалансированного экономического роста. 2)Обеспечение занятости. 3)Регулирование цен. 4.)Создание правовой основы. 5)Распределение ресурсов. 6)Регулирование рынка труда. 7)Обеспечение социальной защиты. 8)Сохранение и улучшение окружающей среды. 9)Региональная политика. 10)Реализация национальных интересов.

Гос.регулирование:

1)Политика учетной ставки 2)Разработка и финансирование соц.-эконом. программ. 3)Изменение нормы обязательных резервов 4)законодательная 5)расширение гос.заказов 6)физкальная политика 7)денежно-кридитная политика 8)непосредственно вмешательство

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

-Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования относятся, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

-Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности.Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму

37. Товар и его свойства. Цена товара и основные принципы ценообразования. Закон Госсена.

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи. Товар обладает двумя свойствами:

• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

• способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью. Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Цена — Количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.

Первый закон Госсена – закон на­сыщения потребностей. Он гласит: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит обычно не сразу, а постепенно, как бы по ступеням.

 

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. Согласно этому закону каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными по­купками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров.

39. Особенности экономического развития России. Основные макроэкономические показатели российской экономики.

Особенностями экономики России являются следующие характеристики:

Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией, численностью населения, значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ресурсов — земельных, минеральных, лесных, водных. В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. В-четвертых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 83 субъектов Российской Федерации. В-пятых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: