Заработная плата: номинальная и реальная. Заработная плата и инфляция

Различают понятия номинальной и реальной заработной платы. Номинальная — это сумма, начисленная работнику в качестве платы за труд. Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы, т.е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен:

Индекс потребительских цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой, идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Помимо динамики потребительских цен реальная заработная плата определяется размерами удержания из заработка (что определяет величину реальной располагаемой заработной платы, снижающейся с ростом удержаний).

Величина реальной заработной платы определяется и наличием на рынке потребительских товаров и услуг (товарным покрытием платежеспособного спроса), поскольку товарный дефицит, как известно, является проявлением скрытой инфляции. В условиях инфляции к снижению величины реальной заработной платы может вести и существенная задержка в сроках ее выплаты.

Абсолютный уровень заработной платы и его изменения следует оценивать по ее реальной величине. Вместе с тем важно оценивать и относительные размеры заработной платы (сравнительные размеры оплаты труда различных групп и категорий работников), которые определяют социальный статус и ценность работника в обществе и его представление о справедливости трудового вознаграждения.

Инфляция - это повышение совокупного уровня цен, что вовсе не означает, что повышаются обязательно все цены. Более того, одна из характерных черт инфляции заключается в том, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, третьи вовсе не поднимаются. В этом заложена динамичность экономических показателей в рыночной экономике. Рыночный механизм генерирует ценовые сигналы, указывая направления инвестиций, стимулируя расширение производства и предложения товаров, что способствует снижению или повышению цен на них.

Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика в странах рыночной экономики и характер антиинфляционных мер.

Умеренная инфляция (3-4% в год). Такого рода инфляция присуща в настоящее время большинству развитых стран. Это нормальный уровень инфляции для рыночной экономики, в которой он играет своего рода роль катализатора экономического роста.

Ползучая инфляция. Выход инфляции на уровень 8-10% свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономической политике страны.

Галопирующая инфляция характеризуется темпами до 50% в год. Она свидетельствует о серьезных сбоях в экономическом развитии и при отсутствии эффективной антиинфляционной политики может довольно быстро перейти на стадию гиперинфляции.

Гиперинфляция. В отношении количественного определения гиперинфляции мнения экономистов расходятся. С. Никитин^ считает гиперинфляцией рост цен на 50-100 и более процентов в год. Западные экономисты (С. Фишер и другие) гиперинфляцией считают такое положение, когда годовая норма инфляции превосходит уровень 1000%.

Однако рост цен не единственный признак инфляции. Она возможна и при стабильных ценах, если они сочетаются с хроническим отставанием предложения от спроса. Таков был характер инфляции в условиях командно-административной системы, когда инфляция носила подавленный характер.

Подавленная инфляция характеризуется замораживанием цен и доходов, установлением верхних пределов их роста. В плановой экономике подавленная инфляция стала неизлечимой болезнью. Она создала условия для возникновения теневой экономики, способствуя образованию хронического товарного голода в официальном секторе народного хозяйства и процветанию той части теневой экономики, которая специализировалась на перепродаже товаров по ценам, близким к условиям равновесия. При подавленной инфляции стираются ориентиры в развитии экономики, возникают дефицитные ожидания. Значит ли это, что у экономики, страдающей от подавленной инфляции, есть только один выход - максимально допустимая свобода цен, т.е. открытая инфляция?

Открытая инфляция в умеренных пределах содействует установлению реальных соотношений стоимости товаров и услуг. Однако зарубежные специалисты обращают самое серьезное внимание на то, что открытой инфляции свойственно такое явление как адаптивные инфляционные ожидания, ведущие к раскручиванию инфляционной спирали.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. (ст.129 ТК РФ) Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд.

25.Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Кривые спроса и предложения.

Спрос

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаровна рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом

. - кривая предложения - кривая спроса

26 Эластичность спроса и предложения, ее виды.

 

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

§ K o — коэффициент эластичности спроса

§ Q — процент изменения количества продажи

§ P — процент изменения цены

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

§ K m — коэффициент эластичности предложения

§ G — процент изменения количества предлагаемого товара

§ F — процент изменения цены

 

27 Рыночное равновесие и равновесная цена. Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного рыночного равновесия.

 

§ Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

§ Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

§ Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: