Сущность общества. Основные концепции общества в социально-философской теории

В социально-философской теории под обществом понимается обособившаяся от природы часть бытия создаваемая людьми в интересах удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных, правовых) и развивающаяся по определенным социальным законам.

Традиционно в содержании философского подхода к изучению общества исследуют следующие проблемы:

1. Сущность общества

2. Содержание общества

3. Основные законы и закономерности его зарождения, развития и функционирования.

Периодизация развития общества по различным основаниям:

1. Традиционное общество

2. Индустриальное общество

3. Постиндустриальное общество

Общество создано людьми в интересах своего полноценного развития, создания соответствующих материальных, правовых, социальных и духовных условий своего существования. Общество как социальная система обладает набором сущностных черт:

1. обществу присуща открытость;

2. информированность;

3. иерархичность.

 

Сферы общества, их содержание и характеристика.

Традиционно в обществе выделяют 4 основные сферы:

1. Материально-производственная

2. Политико-правовая

3. Социальная

4. Духовная

Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Духовная жизнь общества- единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанных с производством духовных ценностей и удовлетворяющая духовные потребности людей.

Правовая жизнь - функционирование правового сознания, отражающее бридическую действительность.

 

Концепции цивилизации в социальной философии.

Цивилизация - этап развития человечества, характерный уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры.

Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства.

Цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушение европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П.А. Сорокиным. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.

Общая схема развития культурно-исторических типов или цивилизаций Данилевского имеет циклический характер. Она включает:

- стадию зарождения («этнографический период»);

- период «средней истории», в течение которого оформляется культурная и политическая независимость;

- кульминационный третий этап – цивилизационную стадию, т.е. «расцвет», которая представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, социального и индивидуального благополучия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: