В социально-философской теории под обществом понимается обособившаяся от природы часть бытия создаваемая людьми в интересах удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных, правовых) и развивающаяся по определенным социальным законам.
Традиционно в содержании философского подхода к изучению общества исследуют следующие проблемы:
1. Сущность общества
2. Содержание общества
3. Основные законы и закономерности его зарождения, развития и функционирования.
Периодизация развития общества по различным основаниям:
1. Традиционное общество
2. Индустриальное общество
3. Постиндустриальное общество
Общество создано людьми в интересах своего полноценного развития, создания соответствующих материальных, правовых, социальных и духовных условий своего существования. Общество как социальная система обладает набором сущностных черт:
1. обществу присуща открытость;
2. информированность;
3. иерархичность.
Сферы общества, их содержание и характеристика.
|
|
Традиционно в обществе выделяют 4 основные сферы:
1. Материально-производственная
2. Политико-правовая
3. Социальная
4. Духовная
Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.
Духовная жизнь общества- единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанных с производством духовных ценностей и удовлетворяющая духовные потребности людей.
Правовая жизнь - функционирование правового сознания, отражающее бридическую действительность.
Концепции цивилизации в социальной философии.
Цивилизация - этап развития человечества, характерный уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры.
Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства.
Цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушение европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П.А. Сорокиным. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
|
|
Общая схема развития культурно-исторических типов или цивилизаций Данилевского имеет циклический характер. Она включает:
- стадию зарождения («этнографический период»);
- период «средней истории», в течение которого оформляется культурная и политическая независимость;
- кульминационный третий этап – цивилизационную стадию, т.е. «расцвет», которая представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, социального и индивидуального благополучия.