В философии существуют три концепции развития науки:
1. Кумулятивный процесс - накопление твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне, т.е. линейно развивающийся процесс.
2. Развитие науки через феномен научной революции. Развитие науки происходит скачкообразно.
3. Развитие науки через кейс-стадии - интуитивный подход
Существуют три типа научных революций:
· Микро-революции (изменения в отдельных науках)
· Локальные революции (изменения в фундаментальных науках)
· Глобальная революция (изменения затрагивают всю систему научного знания)
В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:
· Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д.н.э. - 17 век н.э.)
· Классическая научная революция (17-19 века)
· Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)
· Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)
Для того что бы понять и оценить в чем заключается качественный скачок существуют три параметра:
· Идеалы и нормы науки - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе.
· Научная картина мира - общее представление о мире и объективной реальности.
· Философские основания науки - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования.
Типы научной рациональности. Философский иррационализм.
Типы научной рациональности
Понятие "рациональное" многогранно. Рациональность научная, философская, религиозная - не альтернативы, а скорее грани единого и многоликого человеческого разума. Чаще всего выделяют два типа научной рациональности - классическую и неклассическую. Сегодня выделяют и третий её тип, который Степин определяет как постнекласстескую научную рациональность.
Классический тип научной рациональности
Цель основателей рациональности состояла в утверждении науки (прежде всего математики и математизированного естествознания) как безоговорочного единственного лидера.
Неклассический тип научной рациональности
Неклассическая парадигма исходила из представления, что нет какого-то "абсолютного" научного метода типа декартовского или ньютоновского и что знания об объектах должны учитывать характер методов и средств исследования. Так, В. Гейзенберг подчеркивал, что ответ природы на вопрос исследователя зависит не только от её устройства, но и от способа постановки вопроса.
Научный метод имеет два начала - экспериментальное (опытное) и теоретическое.
Постнеклассический тип научной рациональности
в постнеклассической науке идеи историзма и эволюции сливаются в общую картину глобального эволюционизма; объектом науки становятся "человекоразмерные системы", а в состав объясняющих положений включаются социальные цели и ценности.
Иррационализм (иррациональный (лат.) – неразумный – направление, скептически относящееся к возможностям разума в познании).
Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу. Представители философского иррационализма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.