Влияние цены на рентабельность ОАО «Минский молочный завод №1»

 

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. На уровень прибыли и рентабельности большое влияние имеет цена (стоимость) продаваемой (изготовляемой) продукции.

В условиях рыночной экономики резко возросла роль цены. От уровня цены зависит конкурентоспособность, финансовое состояние предприятия, величина прибыли.

Цена - денежное выражение стоимости единицы товара. В настоящее время цена – сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются: спрос на продукцию; государственное регулирование цен; издержки по производству и реализации продукции; конкуренция и другие факторы.

В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используют различные методы расчета: метод, основанные на затратном подходе и метод, основанный на целевом ценообразовании. При первом методе к издержкам производства и реализации товара прибавляют определенную сумму прибыли, которую планирует получить предприятие. Цену можно определить по формуле:

Ц = Кок× ИП, (2.1)

где Кок коэффициент окупаемости затрат;

ИП издержки производства.

Таблица 2.1 – Определение уровня цен на молочные изделия затратным методом

Показатели Рентабельность, %
     
       
1. Выпускпродукции, тонн (т) 84055,42 87862,71 91222,6
2. Постоянныеиздержки, тыс. руб. 8152,33 8410,91 8795,64
3. Переменные издержки на единицу продукции, руб./т.      
4. Переменные издержки, всего, тыс. руб. 18071,92 21965,68 26454,55
5. Валовые издержки, всего, тыс. руб. 26224,25 30376,59 35250,19
6. Себестоимость единицы продукции, руб./т. 311,99 345,73 386,42
7. Цена 1 тонны, руб. 358,79 449,45 579,63
8. Выручка от реализации, всего, тыс. руб. 30157,88 39489,56 52875,28
9. Прибыль от реализации продукции, всего, тыс. руб. 3933,64 9112,98 17625,09
10. Уровеньрентабельностипродукции, %      

 

По данным таблицы 2.1, можно сделать вывод, что для увеличения прибыли и рентабельности надо улучшить качество продукции, маркетинг и повысить цены. При коэффициенте окупаемости 1,15 продукцию нужно продавать по цене 335,43 рубля за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,3 продукцию нужно продавать по цене 415,68 рублей за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,5 продукцию нужно продавать по цене 550,38 рублей за тонну. Переменные издержки выше при коэффициенте окупаемости 1,5 (24675,68). Там выше и прибыль (16735,76), и рентабельность (50%).

Затратные методы ценообразования просты и удобны, но их можно использовать, если предприятие уверено в реализации своего товара, то есть, нет конкурентов, а если конкуренты есть и с более низкими ценами на эту продукцию, то они могут вытеснить предприятие с рынка. Нужно детально изучать состояние конкуренции, цену и качество их товаров, изменение спроса на товар при изменении цены.

 

Таблица 2.2 - Определение оптимального уровня цены на молочныеизделия с учетом спроса

Цена за ед. (1 т.) товара, руб. Спрос (кол-во реализованного товара), т. Постоянные издержки, всего, тыс. руб. Переменные изд-ки, тыс. руб. Валовыеизд-кипроиз-ва, всего, тыс. Выручка от реализации, всего, тыс. руб. Прибыль (убыток), всего, (+,-) тыс. руб. Уровеньрентабельности +, убыточности -, %
Наед. товара (1 т.) руб.всего
                 
      0,25       -53000 -100,00
      0,25       -23000 -50,55
      0,25       -2000 -5,26
      0,25         32,79
      0,25         56,52
      0,25         45,16
      0,25       -8000 -100,00

По таблице 2.2 видно, что при самой низкой цене за 1 тонну молочных изделий, равной 0 руб., спрос на данную продукцию будет максимальный. Одновременно с этим предприятие ОАО «Минский молочный завод № 1»не получит прибыль, то есть выручка от реализации гораздо меньше валовых издержек производства. Поэтому при данной цене предприятие работает убыточно. Аналогичная ситуация возникнет, если продукцию продавать по самой высокой цене, то есть по 900 руб./т., но убытки будут гораздо меньше (в первом случае убыток составил -53000 тыс. руб., а во втором - -8000 тыс. руб., что на 45000 тыс. руб. меньше), при этом рентабельность будет одинаковой (-100 %). При этой цене спрос равняется нулю, то есть ни один потребитель данной продукции не будет ее приобретать по цене 900 руб./т. Также данное предприятие получит убыток, реализуя свою продукцию по цене 150 руб./т. и по цене 300 руб./т.; рентабельность в данном случае также будет отрицательной. Следовательно, реализовывать молочные изделия по выше перечисленным ценам ОАО «Минский молочный завод № 1» не выгодно.

Цена за тонну продукции, равная 450 руб./т., 600 руб./т. или 750 руб./т., принесет предприятию прибыль. Но максимальная прибыль и рентабельность достигается при цене 600 руб./т. (13000 тыс. руб. и 56,52 % соответственно). Эта цена одновременно устраивает и покупателя, и продавца, то есть обеспечивает временный компромисс между ними.

Таким образом, наиболее эффективно реализовывать молочные изделия по цене 600 руб./т., так как это принесет максимальную прибыль и наивысшую рентабельность. Значит, оптимальный уровень цены с учетом спроса будет соответствовать 600 руб./т.

Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность предприятия:

Таблица 2.3 – Влияние качества продукции на среднюю ценуеереализации

Показатели план факт Отклоненияотплана (+,-)
       
1. Реализовано молочных изделий, всего, тонн (т), а том числе:     -6000
а) с глазурью     -1000
б) безглазури     -5000
2. Структура реализованных молочных изделий по сортам, всего, %, в том числе      
а) с глазурью     +3
б) безглазури     -3
3. Цена 1 тонны молочных изделий, руб./т, в том числе - - -
а) с глазурью     +10
б) безглазури      
4. Выручка от реализации молочных изделий, всего, тыс. руб., в том числе     +600
а) с глазурью     +600
б) безглазури      

По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод, что большую часть реализованной продукции составляют молочные изделия с глазурью (60% по плану и 63% по факту). Цена 1 тонны данного вида продукции составила по плану 450 руб./т., а фактически 460 руб./т., что на 10 руб./т. больше плана. Значит, отклонение фактической цены реализации от плановой положительно и составляет 10 руб./т. Фактическая цена молочных изделий без глазури соответствует плановой и равняется 400 руб./т.

Отклонение фактической выручки от реализации молочных изделий с глазурью положительно и составляет 600 тыс. руб. Это означает, что фактически предприятие ОАО «Минский молочный завод № 1» получило выручку на 600 тыс. руб. больше, чем было запланировано (27600 тыс. руб. 27000 тыс. руб. соответственно). Выручка от реализации второго вида продукции по факту и по плану равна (16000 тыс. руб.). Если сравнивать выручку от реализации молочных изделий с глазурью и без глазури, то можно сказать, что от реализации первого вида изделий предприятие получит больше выручки на 11600 тыс. руб. по факту и на 11000 тыс. руб. по плану, чем от реализации второго вида продукции.

Средняя цена реализации 1 тонны молочных изделий фактически составила 464 руб./т., а по плану 430 руб./т., что на 34 руб./т. меньше факта. Значит, отклонение фактической средней цены от плановой положительно и составит 34 руб./т. Цена 1 тонны молочных изделий с глазурью составила по плану 450 руб./т., что больше средней цены на 20 руб./т.; фактически данная продукция реализовывалась по цене 460 руб./т., а средняя цена составила 464 руб./т., то есть на 4 руб./т. больше. Цена 1 тонны молочных изделий без глазури по плану и по факту составила 400 руб./т., то есть меньше средней цены реализации на 30 руб./т. по плану и на 64 руб./т. – по факту.

Следовательно, предприятию ОАО «Минский молочный завод № 1» выгоднее реализовывать кондитерские изделия с глазурью.

Таблица 2.4 - Влияние качества молока на среднюю цену ее реализации, прибыль и рентабельность

Показатели план факт Отклонениеотплана (+,-)
       
1. Реализованомолока, л.      
2. Содержаниеконцентратов в молоке, %     +2
3. Цена1 л. молока, руб.      
4. Себестоимость1 л. молока, руб.      
5. Реализованомолока, л.     +8750
6. Выручка от реализации молока, всего, тыс. руб.     +1750
7. Затраты на производство и реализацию молока, всего, тыс. руб.      
8. Прибыль от реализации молока, тыс. руб.     +1750
9. Уровеньрентабельности, % 39,29 46,43 +7,14
10. Ценареализациимолока, руб.     +10

В результате полученных данных по таблице 2.4 видно, что качество молока довольно сильно влияет на прибыль и рентабельность организации. Так при содержании 39% концентратов прибыль составила 9625 тыс. руб., рентабельность 39,29%, а при содержании 41% концентратов прибыль составила 11375 тыс. руб., рентабельность 46,43%, то есть при увеличении качества прибыль и рентабельность увеличиваются.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: