Устройства вывода данных

Дисплей (монитор) – необходимое устройство вывода информации. Это устройство аналогично телевизору. Любое изображение на экране дисплея состоит из множества светящихся точек – пикселей. Дисплей характеризуется разрешающей способностью экрана – максимальное количество пикселей, используемых для создания изображения. Дисплей может работать в 2-х режимах: текстовый и графический. Дисплей подключается к ПК через устройство сопряжения – видеоадаптер. Видеоадаптер имеет собственную память для хранения изображения, выводимого на экран.

Принтер – печатающее устройство. Шрифты, которыми осуществляется печать, определяются специальными программами

Плоттер (графопостроитель) – устройство, предназначенное для изображения выводимых из компьютера графиков, диаграмм, чертежей на бумаге.

Модем (модулятор-демодулятор) – это устройство, предназначенное для преобразования сигналов телефонной сети в сигналы компьютера и наоборот. (также и ввод данных)

Мультимедиа -- компьютерная технология, обрабатывающая и сочетающая себе текстовую, звуковую и видеоинформацию, и основанная на использовании специальных устройств (микрофона, аудиосистемы, телевизора, видеокамеры, видеомагнитофона и т.д.) Средства мультимедиа -- аппаратные и программные средства, позволяющие человеку обмениваться информацией с компьютером, используя звук, видео, графику, тексты.

Устройства ввода-вывода систем мультимедиа:

1. Устройства ввода: клавиатура, мышь, трекбол, джойстик, сканер, устройства ввода аудиосигнала, цифровые фото- и видеокамеры, TV-устройства ввода.

2. Устройства вывода: принтеры, плоттеры, электронные экраны, системы аудиовывода, системы видеовывода.

3. Устройства ввода-вывода: рабочие станции, модемы, сенсорные дисплеи, аудио-видеомагнитофоны.

4. Преобразователи информации: аналого-цифровой преобразователь, цифро-аналоговый преобразователь, системы распознавания, конверторы, системы сжатия и восстановления, TV-преобразователи.

Устройства речевого ввода-вывода -- акустические системы, позволяющие вводить информацию и управлять компьютером речью. Программное обеспечение позволяет распознавать отдельные звуки и слова, являющиеся командами.

 

21. Программное обеспечение - Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.

Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

 

 системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

 

 прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д. Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов.Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты.

 инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования. Для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты: Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы; Компилятор или интерпретатор; Редактор связей или сборщик;

22. Операционная система – программа управления всеми аппаратными и программными ресурсами компьютера и взаимодействия с пользователем; комплекс системный и служебных программных средств. С одной стороны, она опирается на базовое программное обеспечение, входящее в BIOS, с другой стороны, сама является опорой для программного обеспечения более высокого уровня - прикладного и служебных приложений. Приложениями ОС принято называть программы, предназначенные для работы под управлением данной системы.(Msdos, windows, unix, linux)

-Основная функция всех ОС - посредническая. Она заключается в обеспечении интерфейсов: пользователя (между пользователем и программно-аппаратными средствами), между программным и аппаратным обеспечением, между разными видами программного обеспечения

- Обеспечение автоматического запуска (.Для дисковых ОС в специальной(системной) области диска создаётся запись программного кода. Обращение к этому коду происходит из BIOS. Завершая свою работу, программы BIOS дают команду на загрузку и исполнение системной области диска. Диск с системной областью называется системным. На компьютере должен быть как минимум один системный диск.)

- Организация файловой системы (Все дисковые ОС обеспечивают создание файловой системы, предназначенной для хранения данных на дисках и обеспечения доступа к ним. Принцип организации файловой системы - табличный.)

-Обслуживание файловой структуры (к функциям обслуживания относятся: создание файлов; создание каталогов(директорий); навигация по файловой структуре; копирование и перемещение файлов и каталогов; переименование файлов и каталогов; управление атрибутами файлов)

-Управление приложениями (Работа с приложениями - наиболее важная часть работы ОС. С точки зрения управления приложениями различают однозадачные и многозадачные ОС. Однозадачные ОС передают все ресурсы компьютера одной задаче. Большинство современных ОС многозадачные. Они управляют распределением ресурсов между задачами и обеспечивают:возможность одновременной или поочерёдной работы нескольких приложений;возможность обмена данными между приложениями;возможность совместного использования ресурсов несколькими приложениями.)

-Взаимодействие с аппаратным обеспечением(Средства аппаратного обеспечения отличаются гигантским многообразием. Существуют сотни различных моделей видеокарт, звуковых карт, принтеров, сканеров и т.д. Ни один разработчик программного обеспечения не может предусмотреть все варианты взаимодейчтвия своей программы, например, с принтером. Поэтому каждый разработчик оборудования прикладывает к нему специальные пролграммы-драйверы. Управление взаимодействием пркладных программ с драйверами - одна из функций ОС.)

--Обслуживание компьютера(Обслуживание компьютера - одна из важных функций ОС.
Средства проверки диска бывают двух типов - проверка целостности файловой структуры и проверка физической поверхности диска. Ошибки файловой структуры устраняются средствами ОС. Физические дефекты ОС локализует и исключает их из активной работы. Возможность ошибок файловой системы зависит от её типа.)

Основные функции:

· Исполнение запросов программ (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).

· Загрузка программ в оперативную память и их выполнение.

· Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).

· Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).

· Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.

· Обеспечение пользовательского интерфейса.

· Сохранение информации об ошибках системы.

Дополнительные функции:

· Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность).

· Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами.

· Разграничение доступа различных процессов к ресурсам.

· Организация надёжных вычислений (невозможности одного вычислительного процесса намеренно или по ошибке повлиять на вычисления в другом процессе), основана на разграничении доступа к ресурсам.

· Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация.

· Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений.

· Многопользовательский режим работы и разграничение прав доступа (см.: аутентификация, авторизация).

Компоненты операционной системы:

· Загрузчик

· Ядро

· Командный процессор (интерпретатор)

· Драйверы устройств

· Интерфейс

 

23. Хранение информации – это ее запись во вспомогательные запоминающие устройства на различных носителях для последующего использования.

Хранение является одной из основных операций, осуществляемых над информацией, и главным способом обеспечения ее доступности в течение определенного промежутка времени.

Основное содержание процесса хранения и накопления информации состоит в создании, записи, пополнении и поддержании информационных массивов и баз данных в активном состоянии

.В результате реализации такого алгоритма, документ, независимо от формы представления, поступивший в информационную систему, подвергается обработке и после этого отправляется в хранилище (базу данных), где он помещается на соответствующую "полку" в зависимости от принятой системы хранения. Результаты обработки передаются в каталог.

Этап хранения информации может быть представлен на следующих уровнях:

• внешнем (отражает содержательность информации и представляет способы (виды) представления данных пользователю в ходе реализации их хранения.)

• концептуальном, (логическом);(уровень определяет порядок организации информационных массивов и способы хранения информации)

• внутреннем;(представляет организацию хранения информационных массивов в системе ее обработки и определяется разработчиком.)

• физическом.(означает реализацию хранения информации на конкретных физических носителях.)

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Классификация => по способу хранения информации: текстовые, двоичные; по отношению к выполнимости: выполнимые, невыполнимые.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов. Она определяет формат физического хранения информации, которую принято группировать в виде файлов. Файловая система представляет собой систему хранения файлов на запоминающем устройстве, например, диске. Файлы организованы в каталоги (иногда называемые директориями или папками). Любой каталог может содержать произвольное число подкаталогов, в каждом из которых могут храниться файлы и другие каталоги.

Имя файла состоит из двух частей: собственно имени и его расширения. Друг от друга они отделяются точкой. Расширение облегчает работу операционной системе, явно указывая на то, что должно содержаться в файле. Короткое имя (<имя>. <расширение>), Полное имя (<путь><имя>.<расширение>)

Путь указывает адрес файла в древовидной файловой структуре. Расширение указывает тип файла и возможно приложение, которое этот файл создало и с помощью которого файл можно просматривать и изменять.

24. Файлы ОС хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Но программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память.

Загрузка ОС:

- Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

- После включения ПК производится загрузка ОС с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

- В ПЗУ содержатся программы тестирования ПК и первого этапа загрузки ОС — это BIOS (BasicInput/OutputSystem — базовая система ввода/вывода).

- После включения питания процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST (Power-ON SelfTest). Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера

После проведения самотестирования специальная программа в BIOS, начинает поиск загрузчика ОС. Происходит поочередное обращение к имеющимся дискам и поиск на определенном месте (в первом загрузочном секторе диска) наличия специальной программы MasterBoot (программы-загрузчика ОС).

- MasterBoot загружается в ОС и ей передается управление работой компьютера. Программа ищет файлы операционной системы на системном диске и загружает их в оперативную память в качестве программных модулей

Если системные диски в компьютере отсутствуют, на экране монитора появляется сообщение "Nonsystemdisk", и компьютер "зависает", то есть загрузка операционной системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.

После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки на экране появляется приглашение системы к вводу команд. Приглашение представляет собой последовательность символов, сообщающих о текущем диске и каталоге.

Бывает холодная загрузка (включает POST тест, очистку ОЗУ и загрузку ОС. Проводится при включении ПК и нажатии кнопки RESET (перезагрузка)) и горячая( сводится к загрузке ОС. Проводится при нажатии комбинации клавиш ctrl+alt+del)

25. Виртуальная машина — программная или аппаратная среда, исполняющая некоторый код (например, байт-код, шитый код, p-код или машинный код реального процессора), или спецификация такой системы. Виртуальная машина - это программа, которую вы запускаете из своей операционной системы. Зачастую виртуальная машина эмулирует работу реального компьютера. На виртуальную машину, так же как и на реальный компьютер, можно устанавливать операционную систему, у виртуальной машины также есть BIOS, оперативная память, жёсткий диск (выделенное место на жёстком диске реального компьютера), могут эмулироваться периферийные устройства. На одном компьютере может функционировать несколько виртуальных машин. Вы можете без проблем обмениваться файлами между основной операционной системой (host) и гостевой операционной системой (guest). Это осуществляется простым перетаскиванием файлов из файлового менеджера клиента в окно гостевой системы или в обратном направлении. Помимо процессора, ВМ может эмулировать работу как отдельных компонентов аппаратного обеспечения, так и целого реального компьютера (включая BIOS, оперативную память,жёсткий диск и другие периферийные устройства). В последнем случае в ВМ, как и на реальный компьютер, можно устанавливать операционные системы (например, Windows можно запускать в виртуальной машине под Linux или наоборот)

26. Файл подкачки это файл, который предназначен для хранения страниц виртуальной памяти. Система обращается к файлу подкачки в случае необходимости выделения памяти, когда не хватает физической памяти. Далее, вместо того, чтобы обращаться к ОЗУ, система обращается к файлу на жёстком диске. Это гораздо медленнее, зато можно выделить приложению столько памяти, сколько ему нужно. файл подкачки -Скрытый файл на жестком диске, используемый Windows для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти. Файл подкачки и физическая (оперативная) память составляют виртуальную память. По мере необходимости Windows перемещает данные из файла подкачки в оперативную память (для их использования программой) и обратно (для освобождения места для новых данных). Файл подкачки называется также файлом виртуальной памяти. Когда операционной системе не хватает оперативной памяти, она начинает выгружать программы в файл подкачки, который автоматически сохраняется на C:, но для ускорения компа, если есть 2 диска, файл подкачки можно поместить на 2-ой диск.

27. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Виды алгоритмов:
1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);
3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Свойства алгоритмов:
1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
2.Понятность (алгоритм должен быть доступным для исполнителя);
3.Определенность(правило алгор должно быть четким, однозначным и не оставлять место для произвола);
4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
5. Результативность (алгор должен приводить к решению задач за конечное число шагов).

Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Каждый алгоритм характеризуется: совокупностью допустимых данных; совокуп выходных данных; совокуп промежуточных данных; правилами начала; правилами окончания; правил непосредственного преобразования; правил извлечения результата

Способы описания алгоритмов на естественном языке;на специальном (формальном) языке;с помощью формул, рисунков, таблиц;с помощью стандартных графических объектов (геометрических фигур) – блок-схемы.

Описание алгоритма вполне допустимо на естественном языке, таком как русский, французский, английский, немецкий и др. Первое время это устраивало математиков. Однако постепенно выяснилось, что применение естественных языков в точных науках связано с рядом трудностей и даже может приводить к противоречиям, стали возникать формальныеподъязыки;

Алгоритмический язык - это система обозначений формальной записи алгоритмов, предназначенных для некоторого исполнителя. Алгоритмический язык довольно близок к обычному разговорному, но более точный, конкретный, лаконичный;

Существенным недостатком алгоритмических языков является то, что представленные их средствами алгоритмы недостаточно наглядны, довольно объемны и громоздки. Описания сложных математических задач или процессов управления занимают сотни страниц. Сделать описание алгоритма более наглядным помогает его графическое изображение в виде структурной схемы;

Для реализации на ПК алгоритм необходимо описать на одном из языков программирования. При всем своем разнообразии языки программирования (т.н. языки высокого уровня) основываются на сходстве с естественными языками, совместимы с общепринятыми математическими обозначениями и обладают еще более высокой степенью формализации, чем алгоритмические языки.

Способы записи: словесно- формульные(неформализуемы и поэтому не могут быть восприняты и выполнены комп); псевдокоды, программные; графические(используется для компактного и наглядного изображения алгор)

28. Переменная – поименованная области памяти для хранения значений, данных. Поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным. Имя переменной- имя с которым осуществляется обращение к переменной. Имя придумывает программист. Значение перемен- значение хранимое в области памяти, выделенном под переменную. Значение переменной в процессе выполнения программы может быть изменено.

Константа- объект, значение, которое не изменяеттся во время работы программы.

Выражение - конструкция на языке программирования, предназначенная для выполнения вычислений. Выражение состоит из операндов, объединенных знаками операций. Различают арифметические, логические и символьные выражения.

Тип данных -множество допустимых значений переменной. Например, переменная числового типа, логическая, строковая. Тип данных определяет множество значений, набор операций, которые можно применять к таким значениям, и, возможно, способ реализации хранения значений и выполнения операций. Любые данные, которыми оперируют программы, относятся к определённым типам.

Оператор- наименьшая автономная часть языка программирования; команда. Программа обычно представляет собой последовательность инструкций.

29. Блок-схема – наглядное изображение алгор с помощью спец условных символов.

Начало(конец):Начало или конец алгоритма, вход или выход в подпрограмме

 

 

Блок вычислений (вычислительный блок): Вычислительные действия или последовательность действий

 

Логический блок (блок условия): Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия

 

 

Блок ввода-вывода данных: Общее обозначения ввода (вывода) данных (вне зависимости от физического носителя)

 

доп

Процесс пользователя (подпрограмма): Вычисление по стандартной программе или подпрограмме

 

Блок модификации: Функция выполняет действия, изменяющие пункты (например, заголовок цикла) алгоритма

 

 

Соединитель: Указание связи прерванными линиями между потоками информации в пределах одного листа

 

Межстраничные соединения: Указание связи между информацией на разных листах

 

30. Существует три основных программных структуры, управляющих выполнением программы. Это:

1. последовательное выполнение;

2. ветвление или выбор;

3. цикл.

Оператор последовательного выполнения задает способ выполнения команд по порядку, одна за другой. Команды выполняются ровно в той последовательности, в которой они присутствуют в тексте программы. Управляющая структура, задающая последовательное выполнение, также называется операторными скобками и обозначается парой ключевых слов begin и end.

Оператор ветвления задает выполнение одного или нескольких операторов в зависимости от результата вычисления контрольного выражения. Существуют три управляющие структуры, задающие ветвление - if... then, if... then... else, case... of.

Оператор цикла задает многократное (повторяющееся, циклическое) выполнение группы операторов, которое прерывается по достижению определенного состояния, определяемого как результат вычисления контрольного выражения

31. Цикл — разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций.

Иногда в программах используются циклы, выход из которых не предусмотрен логикой программы. Такие циклы называются безусловными, или бесконечными.

Цикл с предусловием — цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу

Цикл с постусловием — цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз.

Цикл с выходом из середины — наиболее общая форма условного цикла. Синтаксически такой цикл оформляется с помощью трёх конструкций: начала цикла, конца цикла и команды выхода из цикла. Внутри тела должна присутствовать команда выхода из цикла, при выполнении которой цикл заканчивается и управление передаётся на оператор, следующий за конструкцией конца цикла. Естественно, чтобы цикл выполнился более одного раза, команда выхода должна вызываться не безусловно, а только при выполнении условия выхода из цикла.

32. Математическая логика - это раздел, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логического значения(истинности или ложности) и логических операций над ними. НЕ анализирует смысл высказывания, а анализир только структурные отношения между высказываниями.

История: Как самостоятельная наука, логика оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться традиционной или Аристотелевой логикой.В XIX в. - начале XX в. в логике произошла научная революция и на смену традиционной логике пришла современная логика, называемая также математической или символической логикой. Развитие математики выявило недостаточность Аристотелевой логики и поставило задачу о ее дальнейшем построении на математической основе. Впервые в истории идеи о таком построении логики были высказаны немецким математиком Готфридом Лейбницем (1646 — 1716) в конце XVII века. Он считал, что основные понятия логики должны быть обозначены символами, которые соединяются по определенным правилам, и это позволяет всякие рассуждения заменить вычислением. Введение символических обозначений в логику имело для этой науки такое же решающее значение, как и введение буквенных обозначений для математики. Именно благодаря введению символов в логику была получена основа для создания новой науки — математической логики. Предметом математической логики служат рассуждения, при изучении которых она пользуется математическими методами. При этом на первых порах развитие математической логики позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению, что, конечно, расширило область логических исследований. Однако главное назначение математической логики определилось в конце XIX века, когда стала ясна необходимость обоснования понятий и идей самой математики. Эти задачи имели логическую природу и, естественно, привели к дальнейшему развитию математической логики. первой половине XX в. стали складываться многозначная логика,; деонтическая логика; модальная логика; эпистемическаялогика.Все эти новые разделы логики были связаны с естественными и гуманитарными науками. Перемены, происшедшие с логикой в ХХ в., приблизили ее к непосредственному человеческому мышлению, к практической деятельности человека.

33. Логическое выражение в программировании — конструкция языка программирования, результатом вычисления которой является «истина» или «ложь».

ЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ-. Переменная, принимающая только логические значения: "истина" или "ложь", которые в ЭВМ могут быть представлены в виде 1 и 0. В языках программирования эти значения обычно обозначаются i, true, т или о, false, F, соответственно. Л. п. вводятся в программу с помощью описания переменной, в котором указываются идентификатор (имя) переменной и ключевое слово, определяющее логический тип


1) Логическое умножение или конъюнкция:

Конъюнкция - это сложное логическое выражение, которое считается истинным в том и только том случае, когда оба простых выражения являются истинными, во всех остальных случаях данное сложное выражение ложно.
Обозначение: F = A & B.

Таблица истинности для конъюнкции

A B F
     
     
     
     

 


2) Логическое сложение или дизъюнкция:

Дизъюнкция - это сложное логическое выражение, которое истинно, если хотя бы одно из простых логических выражений истинно и ложно тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения ложны.
Обозначение: F = A + B.

Таблица истинности для дизъюнкции

A B F
     
     
     
     

 


3) Логическое отрицание или инверсия:

Инверсия - это сложное логическое выражение, если исходное логическое выражение истинно, то результат отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное логическое выражение ложно, то результат отрицания будет истинным. Другими простыми слова, данная операция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО.

Таблица истинности для инверсии

A неА
   
   

 


4) Логическое следование или импликация:

Импликация - это сложное логическое выражение, которое истинно во всех случаях, кроме как из истины следует ложь. Тоесть данная логическая операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием.

Таблица истинности для импликации

A B F
     
     
     
     

 


5) Логическая равнозначность или эквивалентность:

Эквивалентность - это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

Таблица истинности для эквивалентности

A B F
     
     
     
     


Порядок вычисления: отрицание(инверсия), конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность

Нарисовать:

 

34.

из тетр

 

 

35.

Из тетр

36.

- Создание словаря повторяющихся в сжимаемом объекте(файле, группе файлов, папках)таблицы адресов исходного местоположения повторяющихся кодов и удаление из исходного объекта всех повторных вхождений кодов

-Использование психо-физиологических особенностей человека

Установлено что человек не слышит определен звуков, на фоне других определен звуков; не видит определен цветов на фоне других определен цветов. Удаление такой невоспринимаемой информации. Этот прием используется во многих аудио и графических форматах.

-Создание опорных кадров.(Засчет неприрывности информации каждый следующ кадр(звук,элемент изображ) не сильно отличаются от предыдущего. Для фильма в среднем каждый следующ кадр отличен от предыдущ не более чем на 10%)

Бывает архивация без потери информ: это сжатие документов, программ, данных и архивация с потерей информ: сжатие звуковой инф- ии, видео инф, графической инф-ии.

 

37.

- Динамическое сжатие

-сжатие по команде пользователя

Саморазархивирующийся архив — это архив (сжатый файл), который в отличие от обычного архива, не требует для распаковки дополнительной программы, т.е. распаковывает сам себя. Самораспаковывающийся — файл, компьютерная программа, объединяющая в себе архив и исполняемый код для его распаковки. Такие архивы, в отличие от обычных, не требуют отдельной программы для их распаковки, если исполняемый код можно выполнить в указанной операционной системе. Это удобно, когда неизвестно, есть ли у пользователя, которому передаётся архив, соответствующая программа распаковки.

Основной способ использования самораспаковывающихся архивов — создание программ для установки ПО без использования систем управления пакетами.

Исполняемый код, присоединённый к архиву, может представлять собой полноценную программу распаковки. Так как существует вероятность выполнения кода распаковщика, самораспаковывающийся архив или замаскированный под него файл может использоваться для распространения вредоносного ПО.

Самораспаковывающийся файл-архив имеет расширение exe.

Для того чтобы извлечь содержимое такого архива достаточно щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши, чтобы запустить код для распаковки, который всегда есть внутри такого архива. А вот чтобы создать самораспаковывающийся архив надо иметь в своём арсенале какую-нибудь программу для работы с архивами, допустим программу WinRar

38.

Утилита — вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС)

Утилиты предоставляют доступ к возможностям (параметрам, настройкам, установкам), недоступным без их применения, либо делают процесс изменения некоторых параметров проще (автоматизируют его).

Утилиты могут входить в состав операционных систем, идти в комплекте со специализированным оборудованием или распространяться отдельно.

-Утилита проверки логической структуры и качества магнитного покрытия (на поверхности диска могут возникать дефекты, какой-то участок перестает читаться, и все на нем записанное теряется. Особенно часто такая беда случается с дискетами. Утилита Проверка диска как раз и предназначена для таких проблем. Она проверяет общую структуру данных, папок, таблиц размещения файлов, ищет потерянные цепочки данных (кластеры) и проч. И по возможности устраняет обнаруженные ошибки. Кроме того, она может проверить всю поверхность диска на наличие сбойных участков и попытаться все не испорченные данные с этих участков перенести на исправные. Сами же сбойные участки помечает специальным указателем)

- Утилита дефрагментации (Дефрагментация — процесс обновления и оптимизации логической структуры раздела диска с целью обеспечить хранение файлов в непрерывной последовательности кластеров. После дефрагментации ускоряется чтение и запись файлов, а следовательно и работа программ)

39.

Компьютерный вирус - это специально написанная, небольшая по размерам программа, которая может "приписывать" себя к другим программам ("заражать" их), создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области компьютера и т.д., а также выполнять различные нежелательные действия на компьютере.Программа, внутри которой находится вирус, называется "зараженной". Когда такая программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус находит и "заражает" другие программы, а также выполняет какие-нибудь вредные действия (например, портит файлы или таблицу размещения файлов на диске, "засоряет" оперативную память и т.д.)- компьютерная программа, которая обладает способностью к скрытому саморазмножению. Одновременно с созданием собственных копий вирусы могут наносить вред: уничтожать, повреждать, похищать данные, снижать или вовсе невозможным дальнейшую работоспособность операционной системы компьютера. Различают файловые, загрузочные и макро-вирусы. Возможны также комбинации этих типов. Сейчас известны десятки тысяч компьютерных вирусов, которые распространяются через Интернет по всему миру.

- по среде обитания вируса

сетевые: распространяются по компьютерной сети;

файловые: внедряются в выполняемые файлы;

загрузочные: внедряются в загрузочный сектор диска (Boot-сектор))

-по способу заражения среды обитания

резидентные: находятся в памяти, активны до выключения компьютера;

нерезидентные: не заражают память, являются активными ограниченное время;

безвредные: практически не влияют на работу; уменьшают свободную память на диске в результате своего распространения)

- по деструктивным возможностям

неопасные: уменьшают свободную память, создают звуковые, графические и прочие эффекты;

опасные: могут привести к серьезным сбоям в работе;

очень опасные: могут привести к потере программ или системных данных;

вирусы-«спутники»: вирусы, не изменяющие файлы, создают для ЕХЕ-файлов файлы-спутники с расширением,СОМ;

вирусы-«черви»: распространяются по сети, рассылают свои копии, вычисляя сетевые адреса)

-по особенностям алгоритма вируса

«паразитические»: изменяют содержимое дисковых секторов или файлов;

«студенческие»: примитив, содержат большое количество ошибок;

«стелс»-вирусы(невидимки): перехватывают обращения DOS к пораженным файлам или секторам и подставляют вместо себя незараженные участки;

вирусы-призраки: не имеют ни одного постоянного участка кода, труднообнаруживаемы, основное тело вируса зашифровано;

макровирусы: пишутся не в машинных кодах, а на WordBasic, живут в документах Word, переписывают себя в Normal.dot.)

40.

Антивирусная программа (антивирус) — любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом. Антивирусная программа — это программа, которая предотвращает заражение ПК компьютерными вирусами и позволяет устранить последствия заражения.

- программы-детекторы обеспечивают поиск и обнаружение вирусов в оперативной памяти и на внешних носителях, и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Различают детекторы: универсальные (используют в своей работе проверку неизменности файлов путем подсчета и сравнения с эталоном контрольной суммы), специализированные (выполняют поиск известных вирусов по их сигнатуре (повторяющемуся участку кода). Недостаток таких детекторов состоит в том, что они неспособны обнаруживать все известные вирусы.)

- Программы-доктора (фаги) не только находят зараженные вирусами файлы, но и "лечат" их, т.е. удаляют из файла тело программы вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к "лечению" файлов.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора.

Программы-фильтры (сторожа) представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов.

Программы-вакцины (иммунизаторы) - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, "лечащие" этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. Существенным недостатком таких программ является их ограниченные возможности по предотвращению заражения от большого числа разнообразных вирусов.

41.

Компьютерная сеть — совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к программным, техническим, информационным и организационным ресурсам сети.

Компьютерную сеть представляют как совокупность узлов (компьютеров и сетевого оборудования) и соединяющих их ветвей (каналов связи). Ветвь сети — это путь, соединяющий два смежных узла. Различают узлы оконечные, расположенные в конце только одной ветви, промежуточные, расположенные на концах более чем одной ветви, и смежные — такие узлы соединены по крайней мере одним путём, не содержащим никаких других узлов. Компьютеры могут объединяться в сеть разными способами.

Бывают локальные, региональные, глобальные сети.

Архитектура:

-Определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети

-Современные сети можно классифицировать по различным признакам: по удаленности от компа, топологии, назначению, перечню предоставл услуг, принципам управления

-в зависимости от компов сети условно разделяют на локальные и глобальные

-Независимо от того,в какой сети работает некоторый комп, ф-ии установленные над ним программного обеспеч можно разделить на: управление ресурсами самого компа; обмена с другими ресурсами

42.

Сетевая модель OSI (базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем, англ. OpenSystemsInterconnectionBasicReferenceModel) — абстрактная сетевая модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов. Представляет уровневый подход к сети. Каждый уровень обслуживает свою часть процесса взаимодействия. Благодаря такой структуре совместная работа сетевого оборудования и программного обеспечения становится гораздо проще и прозрачнее.

Модель состоит из 7-ми уровней, расположенных друг над другом. Уровни взаимодействуют друг с другом (по «вертикали») посредством интерфейсов, и могут взаимодействовать с параллельным уровнем другой системы (по «горизонтали») с помощью протоколов. Каждый уровень может взаимодействовать только со своими соседями и выполнять отведённые только ему функции.

Уровни: физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, уровень представления, прикладной уровень

 

43.

1-й уровень - физический - выполняет все необходимые процедуры в канале связи. Его основная задача - управление аппаратурой передачи данных и подключенным к ней каналом связи.(Работа со средой передачи, сигналами и двоичными данными) биты – тип данных

2-й уровень - канальный - уровень звена данных - реализует процесс передачи информации по информационному каналу. Информационный канал - логический канал, он устанавливается между двумя ЭВМ, соединенными физическим каналом Канальный уровень обеспечивает управление потоком данных в виде кадров, в которых упаковываются информационные пакеты, обнаруживает ошибки передачи и реализует алгоритм восстановления информации в случае обнаружения сбоев или потерь данных. (Физическая адресация) кадры

44.

3-й уровень - сетевой - определяет интерфейс оконечного оборудования данных пользователя с сетью коммутации пакетов. Он также отвечает за маршрутизацию пакетов в коммуникационной сети и за связь между сетями - реализует межсетевое взаимодействие. (Определение маршрута и логическая адресация) пакеты

4-й уровень - транспортный - обеспечивает интерфейс между процессами и сетью. Он устанавливает логические каналы между процессами и обеспечивает передачу по этим каналам информационных пакетов, которыми обмениваются процессы. Логические каналы, устанавливаемые транспортным уровнем, называются транспортными каналами.(Прямая связь между конечными пунктами и надежность) сегменты

45.

5-й уровень - сеансовый - реализует установление и поддержку сеанса связи между двумя абонентами через коммуникационную сеть. Он позволяет производить обмен данными в режиме, определенном прикладной программой, или предоставляет возможность выбора режима обмена. Сеансовый уровень поддерживает и завершает сеанс связи. (Управление сеансом связи) данные

6-й уровень - представительный - определяет синтаксис данных в модели, т.е. представление данных. Он гарантирует представление данных в кодах и форматах, принятых в данной системе. В некоторых системах этот уровень может быть объединен с прикладным. (Представление и кодирование данных) данные

7-й уровень - прикладной - обеспечивает поддержку прикладных процессов конечных пользователей. Этот уровень определяет круг прикладных задач, реализуемых в данной вычислительной сети. Он также содержит все необходимые элементы сервиса для прикладных программ пользователя. На прикладной уровень могут быть вынесены некоторые задачи сетевой операционной системы.(Доступ к сетевым службам) данные

46.

Протокол — набор правил, благодаря которым возможна передача данных между компьютерами.

Протоколы могут быть двух типов: низкоуровневые и высокоуровневые.

Низкоуровневые протоколы появились достаточно давно и с тех пор не претерпели никаких кардинальных изменений. За длительное время использования таких протоколов в них были найдены и устранены всевозможные «дыры» и ошибки. Низкоуровневые протоколы реализуются на аппаратном уровне, что позволяет добиться их максимального быстродействия.

• Что касается высокоуровневых протоколов, то они постоянно разрабатываются и совершенствуются. В этом нет ничего плохого, даже наоборот: всегда существует возможность придумать новый, более эффективный, способ передачи данных. Как правило, высокоуровневые протоколы реализуются в виде драйверов к сетевому оборудованию для работы в разных операционных системах.

Существует множество различных протоколов, каждый из которых имеет своп особенности. Одни протоколы узконаправленные, другие имеют более широкое применение. Каждая компания разрабатывает свой собственный стек (набор) протоколов. Хотя разные стеки протоколов изначально несовместимы, существуют дополнительные протоколы, представляющие собой «мосты» между стеками. Благодаря этому в одной операционной системе можно работать с несколькими несовместимыми между собой протоколами.

Интерфе́йс— граница раздела двух систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена и т. п. Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами. Понятие интерфейса распространяется и на системы, не являющиеся вычислительными или информационными.

Интерфейс - соглашение о взаимодействии (границе) между уровнями одной системы, определяющее структуру данных и способ (алгоритм) обмена данными между соседними уровнями OSI-модели.

Интерфейсы подразделяются на:

1) схемные - совокупность интерфейсных шин;

2) программные - совокупность процедур реализующих порядок взаимодействия между уровнями.

47.

Интернет - это глобальная информационная инфраструктура. Интернет является и механизмом распространения данных, и средой взаимодействия между пользователями и компьютерами вне зависимости от их географического положения.

Интернет представляет собой один из наиболее удачных примеров долгосрочных инвестиций в исследование и развитие информационных технологий. Первоначально целью создания Интернета являлось объединение компьютерных сетей различных типов. В настоящее время влияние Интернета распространяется не только на области, связанные с использованием компьютеров и телекоммуникаций, но и на общество в целом.

Строго говоря, определение "охватывающей значительные по расстоянию территории" с учетом современного состояния глобальных сетей нуждается и уточнении, что и будет сделано в ходе последующего изложения. В процессе создания сети Интернет были разработаны технические принципы функционирования и объединения компьютерных сетей, решена проблема управления глобальными информационными структурами, использованы новые принципы совместной работы над проектами и управления информационными потоками. И совсем недавно все это было очень успешно применено для ведения бизнеса.

Интернет - это множество компьютеров (хостов) и различных сетей, объединенных сетью на базе протоколов связи TCP/IP. Компьютеры, подключенные к сети Интернет, могут иметь любые аппаратные и программные платформы, но при этом они должны поддерживать стек протоколов (семейство протоколов) связи TCP/IP. Единого владельца и центра управления сети Интернет не существует.

. WWW - это электронная информационная система, являющаяся частью всемирной компьютерной сети Internet

Всеми́рнаяпаути́на (англ. WorldWideWeb) — распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы — браузеры. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и аббревиатуру WWW.

48.

Сетевой протокол, или протокол обмена данными – это набор правил обмена информацией между компьютерами, установленных по взаимному соглашению. Протокол обмена данными точно определяет коммуникации между компьютерами. В нем определены формат и значение каждого сообщения, посылаемого компьютерами. Также оговорены условия, каким именно образом компьютер отправляет сообщение и как он должен обрабатывать пришедшие ему сообщения.

Стандартные протоколы заставляют разные компьютеры «говорить на одном языке». Таким образом, осуществляется возможность подключения к интернету разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных операционных систем.

В интернете имеется несколько уровней протоколов, которые взаимодействуют друг с другом. На нижнем уровне используются два основных протокола: IP — InternetProtocol — Протокол Интернета и Протокол управления передачей – TCP — TransmissionControlProtocol.

Основным протоколом сети Интернет является сетевой протокол TCP/IP. Каждый компьютер, в сети TCP/IP (подключенный к сети Интернет), имеет свой уникальный IP-адрес или IP – номер. Адреса в Интернете могут быть представлены как последовательностью цифр, так и именем, построенным по определенным правилам. Компьютеры при пересылке информации используют цифровые адреса, а пользователи в работе с Интернетом используют в основном имена.

Для идентификации компьютеров в сети интернет применяется специальная система адресов.

Свой уникальный адрес имеет любой компьютер, подключенный к интернету. Даже при временном соединении по коммутируемому каналу компьютеру выделяется уникальный адрес. В любой момент времени все компьютеры, подключенные к интернету, имеют разные адреса. При пересылке информации протоколами ТСР/IP используются присвоенные адреса.

К адресам всех хост-машин, подключённых к интернет, предъявляются следующие требования:

– все адреса должны допускать автоматическую обработку;

– адреса должны содержать хотя бы минимальную информацию об их владельце.

По этим причинам в интернете у каждой хост-машины имеется два адреса: это дружественный (удобный) для ЭВМ цифровой IP-адрес и дружественный пользователю доменный адрес. Обе системы адресов применяются равноценно. Т.е. адреса в интернете могут быть представлены как последовательностью цифр, так и именем, построенным по определенным правилам.

49.

Сетевой адрес — идентификатор устройства, работающего в компьютерной сети.

Класс A. Сеть класса A имеет адреса, которые начинаются с числа от 1 до 127 для первого октета, а остальная часть адреса - это адрес узла. Таким образом класс A допускает максимум 126 сетей, а в каждой из них до 16 777 214

компьютеров. Как правило это сети огромных компаний, которых в мире немного, объединяющих большое число сетевых устройств.

Класс B. В сети класса B для описания адреса сети используется первые два октета, а остальная часть - это адреса узлов. Первый октет принимает значения от 128 до 191, что дает максимум 16 384 сети, в каждой из которых до 65 534 узла. Адреса класса B назначаются сетям большого и среднего размера.

Класс С. Адреса сетей класса C начинаются с числа от 192 до 223 и используют три первых октета для описания адреса сети. Последний октет обозначает адрес узла. Таким образом, класс C допускает максимум 2 097 152 сети, по 254 компьютера в каждой. Адреса этого класса назначают малым сетям.

Доменный адрес - уникальный символический адрес компьютера в сети Интернет. Доменный адрес может содержать латинские буквы, цифры, точки и некоторые другие специальные знаки. В процессе передачи данных доменный адрес преобразуются в IP-адрес. Доменное имя (domainname) — это адрес сетевого соединения, который идентифицирует владельца адреса.

каждая часть адресаназывается сегментом. Крайний правый сегмент называется доменом первого уровня, следующий (справа налево) – доменом второго уровня и т. д. Домену первого уровня принадлежит множество доменов второго уровня.

50.

 

51.

 

52.

информационная безопасность - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктур.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — 1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с ее доступностью для всех авторизованных пользователей; 2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы. ы.

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: