Химия как предмет естествознания.
Химия относится к числу естественных наук, изучающих окружающий нас мир со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений.
Химия есть наука о веществах, их свойствах и превращениях. Одним из основных объектов химии являются вещества, из которых состоят все окружающие нас тела. Телом называется все то, что имеет массу и объем.
Явления, при которых из одних веществ образуются новые вещества, называются химическими. Изучением таких явлений и занимается химия. Химия - это наука о превращениях веществ. Это определение стало классическим. Химия изучает состав и строение веществ, условия и пути превращения одних веществ в другие, зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Химические изменения всегда сопровождаются изменениями физическими. Поэтому химия тесно связана с физикой. Химия также связана и с биологией, поскольку биологические процессы сопровождаются непрерывными химическими превращениями.
Все вещества изучаются и получают свое название, поскольку, несмотря на наличие сходных признаков, каждое из них имеет свои индивидуальные свойства.
|
|
Классы неорганических соединений.
Простые | Сложные | ||||
Металлы | Неметаллы | Оксиды | Основания | Соли | Кислоты |
Простые вещества. Молекулы состоят из атомов одного вида (атомов одного элемента). В химических реакциях не могут разлагаться с образованием других веществ.
Сложные вещества (или химические соединения). Молекулы состоят из атомов разного вида (атомов различных химических элементов). В химических реакциях разлагаются с образованием нескольких других веществ.
Основания.
Основания - сложные вещества, в которых атомы металлов соединены с одной или несколькими гидроксильными группами (с точки зрения теории электролитической диссоциации, основания - сложные вещества, при диссоциации которых в водном растворе образуются катионы металла (или NH4+) и гидроксид - анионы OH-).
Классификация. Растворимые в воде (щёлочи) и нерастворимые. Амфотерные основания проявляют также свойства слабых кислот.
Получение
1. Реакции активных металлов (щелочных и щелочноземельных металлов) с водой:
2Na + 2H2O ® 2NaOH + H2
Ca + 2H2O ® Ca(OH)2 + H2
2. Взаимодействие оксидов активных металлов с водой:
BaO + H2O ® Ba(OH)2
3. Электролиз водных растворов солей
2NaCl + 2H2O ® 2NaOH + H2 + Cl2
ОКСИДЫ
Классификация
Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Несолеобразующие | Солеобразующие | |||||
CO, N2O, NO |
|
Основным оксидам соответствуют основания,
кислотным – кислоты,
амфотерным – и те и другие
Получение
1. Взаимодействие простых и сложных веществ с кислородом:
2Mg + O2 ® 2MgO
4P + 5O2 ® 2P2O5
S + O2 ® SO2
2CO + O2 ® 2CO2
2CuS + 3O2 ® 2CuO + 2SO2
CH4 + 2O2 ® CO2 + 2H2O
4NH3 + 5O2 –кат.® 4NO + 6H2O
2. Разложение некоторых кислородсодержащих веществ (оснований, кислот, солей) при нагревании:
Cu(OH)2 –t°® CuO + H2O
(CuOH)2CO3 –t°® 2CuO + CO2 + H2O
2Pb(NO3)2 –t°® 2PbO + 4NO2 + O2
2HMnO4 –t°;H2SO4(конц.)® Mn2O7 + H2O
Химические свойства
Основные оксиды | Кислотные оксиды |
1. Взаимодействие с водой | |
Образуется основание: Na2O + H2O ® 2NaOH CaO + H2O ® Ca(OH)2 | Образуется кислота: SO3 + H2O ® H2SO4 P2O5 + 3H2O ® 2H3PO4 |
2. Взаимодействие с кислотой или основанием: | |
При реакции с кислотой образуется соль и вода MgO + H2SO4 –t°® MgSO4 + H2O CuO + 2HCl –t°® CuCl2 + H2O | При реакции с основанием образуется соль и вода CO2 + Ba(OH)2 ® BaCO3 + H2O SO2 + 2NaOH ® Na2SO3 + H2O |
Амфотерные оксиды взаимодействуют | |
с кислотами как основные: ZnO + H2SO4 ® ZnSO4 + H2O | с основаниями как кислотные: ZnO + 2NaOH ® Na2ZnO2 + H2O (ZnO + 2NaOH + H2O ® Na2[Zn(OH)4]) |
3. Взаимодействие основных и кислотных оксидов между собой приводит к солям. | |
Na2O + CO2 ® Na2CO3 | |
4. Восстановление до простых веществ: | |
3CuO + 2NH3 ® 3Cu + N2 + 3H2O P2O5 + 5C ® 2P + 5CO |
КИСЛОТЫ.
Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. (С точки зрения теории электролитической диссоциации: кислоты - электролиты, которые при диссоциации в качестве катионов образуют только H+).
Классификация
1. По составу: бескислородные и кислородсодержащие.
2. По числу атомов водорода, способных замещаться на металл: одно-, двух-, трёхосновные...
Бескислородные: | Название соли | |
HCl - хлористоводородная (соляная) | одноосновная | хлорид |
HBr - бромистоводородная | одноосновная | бромид |
HI - йодистоводородная | одноосновная | йодид |
HF - фтористоводородная (плавиковая) | одноосновная | фторид |
H2S - сероводородная | двухосновная | сульфид |
Кислородсодержащие: | ||
HNO3 – азотная | одноосновная | нитрат |
H2SO3 - сернистая | двухосновная | сульфит |
H2SO4 – серная | двухосновная | сульфат |
H2CO3 - угольная | двухосновная | карбонат |
H2SiO3 - кремниевая | двухосновная | силикат |
H3PO4 - ортофосфорная | трёхосновная | ортофосфат |
Получение
1. Взаимодействие кислотного оксида с водой (для кислородсодержащих кислот):
SO3 + H2O ® H2SO4
P2O5 + 3H2O ® 2H3PO4
2. Взаимодействие водорода с неметаллом и последующим растворением полученного продукта в воде (для бескислородных кислот):
H2 + Cl2 ® 2HCl
H2 + S ® H2S
3. Реакциями обмена соли с кислотой:
Ba(NO3)2 + H2SO4 ® BaSO4¯ + 2HNO3
Химические свойства
1. Действие на индикаторы.
лакмус - красный
метилоранж - розовый
2. Взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации):
H2SO4 + 2KOH ® K2SO4 + 2H2O
2HNO3 + Ca(OH)2 ®Ca(NO3)2 + 2H2O
3. Взаимодействие с основными оксидами:
CuO + 2HNO3 –t°® Cu(NO3)2 + H2O
4. Взаимодействие с металлами:
Zn + 2HCl ® ZnCl2 + H2
2Al + 6HCl ® 2AlCl3 + 3H2
5. Взаимодействие с солями (реакции обмена), при которых выделяется газ или образуется осадок:
H2SO4 + BaCl2 ® BaSO4¯ +2HCl
2HCl + K2CO3 ® 2KCl + H2O + CO2
СОЛИ
Соли - сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков. Это наиболее многочисленный класс неорганических соединений.
Классификация
СОЛИ | |||||
Средние | Кислые | Основные | Двойные | Смешанные | Комплексные |
Средние. При диссоциации дают только катионы металла (или NH4+)
|
|
Na2SO4 «2Na+ +SO42-
CaCl2 «Ca2+ + 2Cl-
Кислые. При диссоциации дают катионы металла (NH4+), ионы водорода и анионы кислотного остатка.
NaHCO3 «Na+ + HCO3- «Na+ + H+ + CO32-
Продукты неполного замещения атомов водорода многоосновной кислоты на атомы металла.
Основные. При диссоциации дают катионы металла, анионы гидроксила и кислотного остатка.
Zn(OH)Cl «[Zn(OH)]+ + Cl- «Zn2+ + OH- + Cl-
Продукты неполного замещения групп OH соответствующего основания на кислотные остатки.
Двойные. При диссоциации дают два катиона и один анион.
KAl(SO4)2 «K+ + Al3+ + 2SO42-
Смешанные. Образованы одним катионом и двумя анионами:
CaOCl2 «Ca2+ + Cl- + OCl-
Комплексные. Содержат сложные катионы или анионы.
[Ag(NH3)2]Br «[Ag(NH3)2]+ + Br –
Na[Ag(CN)2] «Na+ + [Ag(CN)2]-
Основные положения атомно-молекулярного учения.
Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц,- атомная гипотеза - возникла еще в Древней Греции. Однако создание научного обоснования атомно-молекулярного учения стало возможным значительно позже – в 18-19 веках, когда физика стала базироваться на точном эксперименте.
Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым. В 1741г. в одной из своих первых работ - «Элементы математической химии» - Ломоносов сформулировал важнейшие положения созданной им так называемой корпускулярной теории стояния вещества.
Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Свойства веществ обусловлены свойствами этих частичек. Ломоносов различил два вида таких частичек: более мелкие – «элементы», и более крупные – «корпускулы».
В основе атомно-молекулярного учения лежит принцип дискретности (прерывности строения) вещества: всякое вещество не является чем-то сплошным, а состоит из отдельных очень малых частиц. Различие между веществами обусловлено различием между их частицами; частицы одного вещества одинаковы, частицы различных веществ различны.при всех условиях частицы вещества находятся в движении; чем выше температура тела, тем интенсивнее это движение.
|
|