Ф. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Жанры, круг образов, тематика произведений, особенности музыкального языка и стиля.

Ф. Шопен. Прелюдии op.28.

Ф. Шопен. Баллады.

Ф. Шопен. Мазурки. Полонезы.

Ф. Шопен. Этюды. Ноктюрны.

Ф. Лист. Жизненный и творческий путь.

Ф. Лист. Венгерские рапсодии №2,6.

19 венгерских рапсодий относятся к той сфере творчества композитора, которая непосредственно связана с его национальными истоками. На протяжении всей жизни Лист очень интересовался венгеро-цыганским фольклором, влияние которого ощутимо во многих его произведениях. В музыкальном языке Листа прежде всего нашел отражение распространенный в XIX веке в городах Венгрии танцевальный стиль вербункош. Его признаками являются богатая орнаментика инструментальных фигураций и определенные мелодико-ритмические формулы, для которых характерны пунктирный ритм, триоли, синкопы, движение мелкими длительностями с прихотливым переплетением ритмических фигур. Музыкальные фразы обычно завершаются особыми каденциями с опеваниями устойчивых звуков, которые, наряду с опорой на венгеро-цыганскую гамму с двумя увеличенными секундами, и придают этому стилю своеобразный, всегда узнаваемый колорит. Вербункош был очень распространен среди венгерских цыган, у которых Лист почерпнул как многие темы будущих фортепианных рапсодий, так и принцип формообразования, основанный на контрасте медленной («Lassu») и быстрой («Friss») части. Лист часто сравнивал свой труд с творчеством греческих рапсодов - певцов-сказителей, распространявших национальный эпос. Возможно, что в этой связи Лист и назвал свои сочинения «рапсодиями».

Популярнейшая венгерская рапсодия №2, cis-moll (пример 1) состоит из двух больших разделов (Lassan и Friska), соответствующих двум типам тематизма вербункош: песенно-импровизационному и танцевальному. Произведение открывает вступление эпического характера, каждая фраза которого завершается характерной для этого стиля концовкой. Основным принципом развития рапсодии является вариационность, где средствами виртуозной фортепианной фактуры Лист блестяще добивается имитации звучания инструментов венгеро-цыганских ансамблей, особенно ярко передавая характерный тембр цимбал – струнного щипкового и ударного инструмента, очень распространенного в Венгрии.

Венгерская рапсодия №6, Des-dur (пример 2) служит примером того, как композитор творчески объединяет разнородные в жанровом отношении темы, не теряя при этом целостности формы. В этой рапсодии (также, как и во Второй) ярко проявляют себя два композиционно-технических принципа, которым Лист обычно следует в построении подобных сочинений: контраст и динамическое нарастание. Шестая рапсодия состоит из четырех самостоятельных разделов: маршевая тема с характерными каденциями вербункош (Des-dur, tempogiùsto) сопоставляется с быстрым синкопированным танцем (Cis-dur, Presto). Он сменяется песенно-речитативной импровизацией в духе народных певцов-сказителей (b-moll, Andante), по характеру близкой вступлению Второй рапсодии, с которой эту тему роднят свободная ритмика, форшлаги,имитация звучания струнных щипковых инструментов, ферматы и пассажи. Последний раздел (B-dur, Allegro), предельно сложный в техническом отношении, построен по принципу нарастания, где стремительная танцевальная тема подвергается фактурно-вариационным изменениям, достигая блестящей кульминации в конце рапсодии.

Ф. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды».

Лист – создатель одночастной программной симфонической поэмы, нового жанра, значительно обогатившего симфоническую музыку и получившего развитие у многих зарубежных и русских композиторов – Рихарда Штрауса, Дворжака, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Скрябина и других, создавших не только симфонические поэмы, но и одночастные симфонические картины, фантазии, легенды.Опора на программность, как мы уже знаем, была творческим кредо Листа, а стремление к слиянию многочастного симфонического цикла в одночастную поэму отвечало принципам его драматургии. Поэмы создавались в самый плодотворный период творчества композитора – в 50-е годы в Веймаре. Круг образов этих произведений связан с поэтической или философской идеей – здесь и легендарные мифологические темы («Орфей», «Прометей»), и обращение к литературным шедеврам («Гамлет» по трагедии Шекспира), и к творчеству поэтов – современников Листа («Что слышно на горе» и «Мазепа» по стихотворениям Виктора Гюго), и к именам великих творцов Возрождения (поэма «Тассо»); национально-героическая тема, связанная с родиной Листа, получила воплощение в поэме «Венгрия».История создания симфонической поэмы «Прелюды» несколько необычна.Первоначально Лист хотел написать симфоническое вступление к четырем мужским хорам на стихи французского поэта Жозефа Отрана «Четыре стихии», но затем его замысел изменился, и в переработанном виде музыка вступления стала существовать как самостоятельное произведение. Наиболее подходящую программу к содержанию уже сочиненной музыки Лист нашел в стихотворении «Прелюды» из цикла «Поэтические размышления» французского поэта Ламартина. В этом стихотворении жизнь человеческая представлена как ряд прелюдий «к той неизвестной песне, которой первая торжественная нота звучит в минуту смерти». (Здесь и ниже стихотворение Ламартина цитируется в свободном прозаическом пересказе музыкального критика А.Н.Серова).Поэма написана в сонатной форме со вступлением и зеркальной репризой, разделы которой могут быть соотнесены с частями симфонического цикла – характерный листовский прием формообразования, который мы уже встречали в фортепианной сонате h-moll. В поэме очень ярко проявляет себя принцип монотематизма: практически все темы произведения вырастают из короткой интонации романтического вопроса (до-си-ми), появляющейся во вступлении. Образно трансформируясь, она становится основой главной и связующей тем, получает развитиие и в побочной. Главная партия (Andantemaestoso, C-dur), вырастающая из темы вступления, торжественная и величественная, является обобщенным образом героя произведения, а, может быть, в более широком смысле – выражением философской идеи предназначения человека.Маршевый характер, изложение темы в насыщенном тембре духовых (фаготов, тромбонов и тубы), усиленных виолончелями и контрабасами, фигурации струнных – все способствует победному, героическому звучанию главной партии.Связующая и побочная переносят слушателя в сферу лирики, которая соответствует срокам стихотворения о зарождающемся чувстве – «очаровательная заря каждого бытия – любовь». Связующая партия (L’istessotempo), опираясь на тематизм главной, в корне трансформирует ее смысловое содержание: прозрачная оркестровая звучность, певучий тембр струнных, piano, красочная модуляция из до мажора в ми мажор создают образ пленительный и чарующий, который продолжает свое развитие в побочной партии (E-dur), звучащей в ритме баркаролы в мягком тембре четырех валторн, удвоенных струнными.Лейтинтонация появляется в окончании музыкальной фразы, где ее вопросительный характер смягчается фигурациями скрипок. В своем развитии побочная тема, захватывая широкий оркестровый диапазон, достигает лирической кульминации, после чего затухает у солирующих деревянных духовых.Начинается следующий раздел – разработка – состоящий из двух эпизодов. Первый (Allegromanontroppo) соответствует мысли Ламартина о том, что «в жизни каждого первая сладость счастья бывает часто нарушена грозой, бурей, которой смертельное дуновение разгоняет восторженные мечты, которой громы сжигают самый алтарь счастья». Средства музыкальной выразительности, примененные здесь Листом, весьма характерны для эпизодов такого содержания. Лейтинтонация заметно изменяется: вместо восходящей ч.4 звучит тревожная, как бы «надломленная» ум.4 (фа-ми –ля бемоль). У виолончелей проносятся хроматические пассажи, в гармонии преобладают уменьшенные септаккорды, звучность оркестра прорезают грозные фанфарные возгласы труб и валторн – все эти средства не только отражают смятение в душе героя, но очень живописно изображают картину разбушевавшейся природы. Второй эпизод разработки (Allegrettopastorale, A-dur) передает состояние покоя после пережитых потрясений, когда «душа, глубоко уязвленная, по окончании смертоносных бурь, ищет приюта и успокоения в тихой сельской жизни», а в драматургическом отношении играет роль медленной части симфонического цикла.Здесь царят созерцательность и идиллически-пасторальное настроение. Близкие пентатонике мотивы солирующих валторн, гобоя, кларнета изображают перекличку пастушеских рожков, короткие попевки флейт имитируют птичий щебет. Сочетаясь со свирельными наигрышами, в фактуру эпизода вплетается тема побочной партии, постепенно захватывая все больший диапазон и достигая экстатического звучания в оркестровомtutti. Второй эпизод разработки непосредственно перерастает в заключительный раздел поэмы – зеркальную репризу (Allegromarzialeanimato, C-dur), где вначале проводятся связующая и побочная, а только потом главная темы. В репризе в смысловом отношении связующая и побочная подчинены главной. Они приобретают маршевый, триумфальный характер, являя собой еще один аспект образной трансформации, чему способствуют фанфарные интонации, чеканный ритм и героическое звучание медных духовых. Как апофеоз поэмы в мощномtutti всего оркестра звучит главная тема, на кульминации завершая произведение. Драматургически реприза соответствует обобщенно-героическому финалу симфонического цикла, который очень ярко отражает содержание последних строк стихотворения Ламартина: «…человек не осуждает себя навсегда оставаться в безмятежности, которая была для него отрадою на лоне сельской природы; по первому призыву трубы мы летим занять свое место в рядах сражающихся, …. и в этой борьбе находим полное сознание себя и полное обладание сил своих».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: