Потребитель —лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.Потребителем выступает индивид, фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя —извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достиженияцели потребителя
Семейный (потребительский) бюджет. Баланс денежных доходов и расходов семьи | Цены на товары и услуги | Ассортимент предлагаемых товаров и услуг |
Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияниеограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя —это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатовдействий с затратами.
В странах с командной экономикой действия потребителя, какправило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя,т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и ихиспользованием.
|
|
Основные принципы поведения потребителя на рынке:
•Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуетсясвоими предпочтениями.
•Поведение потребителя является рациональным, в частностион выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма.
•Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т. е. выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую величину полезности.
•При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом.
Доход потребителя —это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
При составлении бюджета семьи используются показатели номинального (денежного) дохода.