Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 9.1 Методика освоения дисциплины

9.1 Методика освоения дисциплины

Методика освоения дисциплины направлена на осуществление следующей цели – приобретение учащимися необходимых теоретических знаний и практических навыков, достаточных для оценки пожарной опасности и уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, тепловых и вентиляционных установок, иных инженерных систем противопожарной защиты.

Достижение этой цели последовательно осуществляется всеми формами проведения занятий, при выполнении следующих действий обучающимися:

- лекционный курс – ведение конспекта, подготовка к теме лекции по рекомендованному списку литературы, просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала;

- практикумы (практические занятия по использованию информационно-аналитических технологий в государственном и муниципальном управлении, основаны на методах анализа и сопоставления) – подготовка к теме занятия по конспектам лекций, рекомендованным разделам учебника и учебного пособия, рекомендованному списку литературы;

- практические занятия по решению задач – подготовка к теме занятия по конспекту лекции, рекомендованным разделам учебника;

Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной работы обучающегося, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями ре­ализации этого желания. Самостоятельная учебная деятельность является определяющим условием в достижении высоких результатов обучения, так как без самостоятельной работы невозможно превращение полученных знаний в умения и навыки.

Самостоятельная учебная деятельность должна строиться на следую­щих основных принципах:

- систематичности, последовательности, преемственности в самостоя­тельной работе;

- связи теории с практикой;

- сознательности и активности;

- прочности усвоения знаний.

Рекомендуемая литература для подготовки к лекциям:

9.2 Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Цели и задачи АИУС РСЧС.

2. Основные направления развития АИУС РСЧС-2030.

3. Назначение и структура Национального ЦУКС МЧС России.

4. Структура ОСОДУ субъекта РФ. Назначение. Принцип функционирования.

5. Системы безопасности в интеллектуальных зданиях.

6. Автоматизированные системы пожаровзрывобезопасности объектов. Структура. Назначение. Принцип работы.

7. Общая схема процесса обеспечения безопасности.

8. АСПВБ. Основные подсистемы. Назначение. Решаемые задачи.

9. Фонд программных средств ФПС ВНИИПО МЧС России.

10. Защита информации. Основные методы. Пути несанкционированного доступа к защищаемой информации.

11. Автоматизированные системы мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.

12. Системы передачи данных в управлении деятельностью ГПС.

13. ГАС «Единый реестр проверок». Назначение. Способ передачи информации посредством ЕСИА.

14. ГАС «ПС». Назначение. Особенности использования сотрудниками отделов дознания.

15. АИС ГИМС. Назначение. Решаемые задачи.

16. КИСС УСС. Назначение. Решаемые задачи.

17. Фундаментальные подсистемы ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

18. Подсистема оперативного реагирования ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

19. Подсистема мониторинга ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

20. Подсистема межведомственного взаимодействия. ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

21. Подсистема оперативно-аналитической работы ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

22. Подсистема управления ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

23. Информационные ресурс службы экстренной психологической помощи МЧС России. Назначение. Основные задачи.

24. Мобильное приложение SOS – мобильный спасатель. Назначение. Порядок использования.

25. Мобильное приложение МЧС России. Назначение. Порядок использования.

26. Цели, назначение и структура ОКСИОН и ФАУ ИЦ ОКСИОН (http://www.ic-oksion.ru/).

27. Информационные системы НЦУКС МЧС России. КАСКАД. Назначение, решаемые задачи.

28. Информационные системы НЦУКС МЧС России. КОСМОПЛАН. Назначение, решаемые задачи.

29. Понятие «Паспорт территории». Назначение, этапы разработки. Критерии оценки паспортов территории.

30. АИС «Электронный инспектор» (ресурс Интранет МЧС http://10.114.24.160). Назначение, решаемые задачи.

31. Портал детской безопасности «Спас-Экстим». Назначение. Основные разделы.

32. Портал интернет-службы экстренной психологической помощи. Назначение. Основные разделы.

33. Портал «Культура безопасности». Назначение. Основные разделы.

34. Портал «Пожарная безопасность». Назначение. Основные разделы.

35. Портал «МЧС Медиа». Назначение. Основные разделы.

36. Портал «Российский союз спасателей». Назначение. Основные разделы.

37. Портал «Радиационная безопасность». Назначение. Основные разделы.

38. Портал «Спасение при ДТП». Назначение. Основные разделы.

39. Портал «Система - 112». Назначение. Основные разделы.

40. Подсистема межведомственного взаимодействия АИУС РСЧС-2030. Информационные системы Минприроды.

41. Подсистема межведомственного взаимодействия АИУС РСЧС-2030. Информационные системы Минсвязи. Назначение. Сфера использования.

42. Подсистема межведомственного взаимодействия АИУС РСЧС-2030. Информационные системы Росатома.

43. Игровая модель «защитник-нарушитель»;

44. Мондальная модель безопасности Белла-ЛаПадула;

45. Ролевая модель безопасности;

46. Модель Харрисона-Рузо-Ульмана;

47. Оценка системы обеспечения безопасности по ISO/IEC 15408;

48. Модель безопасности с полным покрытием;

49. Управление информационной безопасностью по ISO/IEC 17799/27002 и 27001;

50. Криптография. Основные понятия. Классификация шифров.

Варианты задач

Задачи не предусмотрены

9.3 Курсовое проектирование

Курсовое проектирование не предусмотрено

9.4 Реферат

Реферат не предусмотрен.

9.5. Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа слушателей является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и экзаменам.

Для оказания помощи слушателям в освоении учебного материала в часы самостоятельной работы регулярно групповые и индивидуальные консультации.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Таблица 12

Форма проведения занятия Используемые ин­формационные технологии Перечень информаци­онных справочных си­стем Перечень про­граммного обес­печения
Лекционный курс Мультимедийные технологии в соче­тании с технологией проблемного изложения АИС «Электронный инспектор», Каскад, Космоплан, АИС «Делопроизводство», сайт МЧС России. ОС Microsoft Windows 7,
Практические за­нятия – работа с проектными мате­риалами Технология форми­рования ключевых компетентностей – метод проектов. Построение логико-смысловых моде­лей АИС «Электронный инспектор», Каскад, Космоплан, АИС «Делопроизводство», сайт МЧС России. СУБД “Access”, MS Excel, MS Word

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осу­ществления образовательного процесса по дисциплине.

Для проведения практических занятий используются ПЭВМ с установленным программным обеспечением. Мультимедийный проектор для демонстрации презентаций. Автобус Академии для выезда на практические занятия.

Дисциплина "Информационные технологии в сфере безопасности"состоит из двух тем и включает следующие виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу под руководством преподавателей, курсовую работу.

Первая тема дисциплины "Автоматизированные системы в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС" раскрывает основные принципы создания автоматизированных систем. Определение, назначение, выполняемые задачи, функции, принципы построения, общие требования. В лекционной части раздела излагаются теоретические основы со ссылкой на существующие нормативные документы. Лабораторные занятия проводятся после прочтения лекций и имеют целью продемонстрировать примеры реализации теоретических основ и дать навыки работы с основными существующими автоматизированными системами.

Вторая тема дисциплины "Основы информационной безопасности" имеет целью ознакомить с видами умышленных угроз безопасности информации и основными методами и средствами, обеспечивающими информационную безопасность. В ходе практических работ закрепляются элементарные навыки работы с антивирусными средствами.

Самостоятельная работа является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Для оказания помощи слушателям в освоении учебного материала в часы самостоятельной работы регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультации.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и уровня полученных знаний. Рекомендуемые формы контроля: контрольный опрос в начале занятий, тестирование с использованием компьютера, выдача заданий на самоподготовку после лекций, интерактивных практических занятий, индивидуальные собеседования в ходе самостоятельных занятий под руководством преподавателя.

Для определения степени достижения учебных целей по дисциплине по окончании изучения дисциплины во втором семестре предусмотрен экзамен.

 


 

Учебное издание

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: