Литературные сказки (6 ч)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Былины и небылицы (7 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

А. И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь № 3 (4 ч)

С. Чёрный. Стихи о животных

А. А. Блок. Картины зимних забав

С. А. Есенин

Люби живое (14 ч)

М. М. Пришвин «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. С. Житков «Про обезьянку»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4(6 ч)

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

С. В. Михалков «Если»

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Проект «Праздник поэзии»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч)

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Сборник юмористических рассказов Н. Носова

По страницам детских журналов (6 ч)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Класс - 136 часов

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)

Летописи, былины, жития (9 ч)

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Былины. «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики (18 ч)

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь № 1 (9 ч)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки (14 ч)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час (7 ч)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна детства (6 ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка»

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы (10 ч)

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Проект «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь (6 ч)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка»

Родина (5 ч)

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия (7 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература (15 ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

 

Тематическое планирование обучение грамоте 1 класс (46 часов)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Добукварный период (7 часов)
«Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Деление слова на слоги. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а], буквы А, а. Гласный звук [о], буквы О, о. Гласный звук [и], буквы И, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквы У, у. Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называтьусловные знаки,объяснять значение каждого знака, рассказыватьоб их роли при работе с «Азбукой».Рассказывать,как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д.Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). Оценивать результаты своей работы на уроке
Букварный период. Обучение чтению (34 ч)
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Чтение слогов и слов с буквами Н,н. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение слогов и слов с буквами С, с. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Чтение слогов и слов с буквами К, к. Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. Чтение слогов и слов с буквами Т, т. Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. Чтение слогов и слов с буквами Л, л. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Чтение слогов, слов и предложений с буквами Р, р. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Чтение слогов, слов и предложений с буквами В, в. Гласные буквы Е, е. Чтение слогов, слов и предложений с буквами Е, е. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Чтение слогов, слов и предложений с буквами П, п. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слогов, слов и предложений с буквами М, м. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Чтение слогов, слов и предложений с буквами. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Чтение слогов, слов и предложений с буквами. тение слогов, слов, предложений с буквами Б,б и П,п Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я. Чтение слогов, слов, предложений с буквами Я,я Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста. Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение текстов с изученными буквами. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Гласные буквы Ё, ё. Чтение текстов с изученными буквами. Звук [j’], буквы Й, й. Чтение текстов с изученными буквами. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение текстов с изученными буквами. Гласные буквы Ю, ю. Чтение текстов с изученными буквами. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста. Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста. Мягкий глухой согласный звук [щ’].   Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделятьиз речи предложения. Определятьна слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательнослушатьто, что говорят другие.Отвечать на вопросы учителя. Включатьсяв групповую работу, связанную с общением;рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных в первый школьный день; внимательно, не перебивая,слушать ответы товарищей, высказыватьсвоё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Воспроизводитьсюжеты знакомых сказокс опорой на иллюстрации.Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Принимать учебную задачу урока. Осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производитьслого-звуковойанализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделятьзвуки [-], [-’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдатьнад особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравниватьих. Слышать и различать звуки [-], [-’] в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях.Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Узнавать, сравниватьиразличатьзаглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Соотносить новые звуки и буквы Н, н их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки [-], [-’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентироваться на букву гласногопричтениислогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([-] или [-’]). Составлять рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читать предложения Наблюдать над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение)[1]. Сравнивать два вида чтения. Наблюдать употребление заглавной буквы в именах. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Объяснятьсмысл пословиц. Составлять высказывания о любви к Родине. Рассуждать о необходимости трудиться на благо родной страны. Читатьпредложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Строитьсобственные высказывания о любви к Родине. Определятьразные значения одного слова. Определятьместо изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицироватьвсе изученные буквы. Контролироватьсвои действияпри решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на урокеПринимать учебную задачу урока. Осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя. Производитьслого-звуковойанализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось). Выделятьзвуки [-], [-’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдатьнад особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравниватьих. Слышать и различатьновые звуки в словах. Узнавать, сравниватьиразличатьзаглавную и строчную, печатную и письменную буквы. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую.Выкладыватьиз букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов с новыми звуками.Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).Ориентироваться на букву гласногопричтениислогов-слияний с изменением буквы гласного.Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([-] или [-’]). Составлять слова из букв и слогов. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Читатьпредложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Соотносить текст и иллюстрацию. Продолжатьтекст по его началу с опорой на иллюстрацию. Рассказывать о красоте осенней природы на основе жизненных впечатлений. Отвечать на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить лесных обитателей?». Формулироватьпод руководством учителя простейшие правила поведения в лесу и парке. Объяснятьсмысл пословицы. Отгадывать загадку. Читатьнаизусть стихотворение. Наблюдать за изменением формы слова (осиныосина).Наблюдатьнад родственными словами.Работатьв группе:отвечать по очереди, произноситьслова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оцениватьправильностьответов.Определятьместо изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицироватьвсе изученные буквы.Контролироватьсвои действияпри решении познавательной задачи.Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке
Послебукварный период (5 часов)
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям. Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов Весёлые стихи Б. Заходера. Весёлые стихи В. Берестова. Песенка — азбука. Выразительное чтение стихотворений Принимать учебную задачу урока. Осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определятьего содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Определить качества характера Жени на основе представленного на доске списка. Находитьиназывать понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Принимать учебную задачу урока. Осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации. Придумыватьрассказы по иллюстрации. Слушатьрассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Читатьтекст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу Самостоятельно читать наизусть. Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки. Читать самостоятельно наизустьОпределятьглавную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста. Слушать текст в чтении учителя. Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы. Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова. Рисовать словесные картины. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст. Читать текст самостоятельно. Называть героев рассказа. Отвечатьна вопросы по содержанию. Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. Рассказыватьпо рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем.
 
Проект: «Живая Азбука» Наши достижения. Планируемые результаты изучения Чтение текстов с изученными буквами Прощание с «Русской азбукой» утренник. Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения. Распределять роли. Разыгрывать диалогРассматривать выставку книг; находить нужную книгу. Рассказывать о книге
46ч.
     

Класс (20 часов)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь. Ориентироватьсяв учебнике. Находитьнужную главу в содержании учебника. Пониматьусловные обозначения, использоватьих при выполнении заданий. Предполагатьна основе названия содержание главы. Находитьв словаре непонятные слова
Жили-были буквы (2 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Мар­шака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол­шебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. Прогнозироватьсодержание раздела. Расставлятькниги на выставке в соответствии с темой раздела, сравниватьих, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбиратькнигу по заданному параметру. Восприниматьна слух произведение. Отвечатьна вопросы по содержанию художе­ственного произведения. Читатьвслух плавно по слогам и целыми словами; передаватьинтонационно конец предложения. Объяснятьназвание произведения. Выбиратьиз предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описыватьвнешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель­ский и жизненный опыт. Передаватьхарактер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определятьглавную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлятьплан пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас­сказ. Находитьв стихах слова с созвучным окончанием. Находитьслова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использоватьприём звукописи при изображе­нии различных героев. Читатьстихи наизусть. Участвоватьв конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверятьсебя и оцениватьсвои достижения (с помощью учителя)
Сказки, загадки, небылицы (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий­ские народные песенки. Герои песенок. Сравне­ние песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений   Прогнозировать содержание раздела. Подби­рать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параме­трам. Читать известную сказку плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике кар­тинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произве­дения. Называть героев сказки и причины совершае­мых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе кар­тинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения
Апрель, апрель. 3венит капель! (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле­щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихо­творного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение   Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз­дела, рассказывать о книге с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произ­ведение. Читать вслух лирические стихотворения, пере­давая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина­ния в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые по­могают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведе­ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы­вать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образ­цом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом
И в шутку и всерьёз (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изобража­емому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов­ка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений Прогнозировать содержание раздела. Подби­рать книги к выставке в соответствии с темой раз­дела, рассказывать о книгах с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произ­ведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; нахо­дить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотво­рения. Читать по ролям, отражая характер героя произ­ведения. Исправлять допущенные ошибки при повтор­ном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения
Я и мои друзья (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведе­ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ­ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучива­ние наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Со­здание летописи класса. Оценка достижений Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответ­ствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспри­нимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, вы­сказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и не­обидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с посло­вицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять ра­боту в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять най­денную информацию группе
О братьях наших меньших (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска­за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю­страции. Оценка достижений Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответ­ствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспри­нимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочи­танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популяр­ный текст. Определять основные особенности художест­венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; при­думывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсужде­нии проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
   
Итого: 20 часов  
       

Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс (102 часа)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Ориентироватьсяв учебнике политературному чтению. Рассматриватьиллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагатьна основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы: «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказыватьо прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлятьсписок прочитанныхкниг. Составлятьрекомендательный список по темам (например, о книге) Участвоватьв коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находитьнужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлятьнад прочитанным. Находитьинформацию о старинных книгах из учебника. Подготовитьсообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждатьв паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравниватьвысказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.
Устное народное творчество (13 ч)
Знакомство с название раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать,выражая настроение произведения. Читать с выражением,опираясь на ритм произведения. Объяснятьсмысл пословиц. Соотноситьпословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумыватьрассказ по пословице; соотноситьсодержание рассказа с пословицей. Находитьсозвучные окончания слов в песне. Сочинятьколыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находитьразличия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находитьслова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализироватьзагадки. Соотноситьзагадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризоватьгероев сказки, соотноситькачества с героями сказок. Называтьдругие русские народные сказки; перечислятьгероев сказок. Соотноситьпословицу и сказочный текст, определятьпоследовательность событий, составлять план. Рассказыватьсказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотноситьрисунок и содержание сказки; делатьподписи под рисунками. Придумыватьсвои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенныеошибки при повторном чтении. Контролироватьсвоё чтение, самостоятельно оцениватьсвои достижения.
Люблю природу русскую (6ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средство художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьстихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравниватьстихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснятьсвой выбор. Различатьстихотворный и прозаический текст. Сравниватьих. Сравниватьхудожественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснятьинтересные выражения в лирическом тексте. Придумыватьсобственные сравнения. Слушатьзвуки осени, переданные в лирическом тексте; сравниватьзвуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбиратьмузыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлятькартины осенней природы. Составлятьпалитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдатьза рифмой и ритмом стихотворного текста. Находитьсредства художественной выразительности; подбиратьсвои собственные придуманные слова; создаватьс помощью слова собственные картины. Оцениватьсвой ответ. Исправлятьдопущенные ошибки при повторном чтении. Контролироватьсебя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.
Русские писатели (8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Ню Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений. Находитьсодержание раздела. Читатьпроизведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называтьволшебные события и предметы в сказках. Сравниватьавторские и народные произведения. Отличатьбасню от стихотворения и рассказа. Знать особенностибасенного текста. Соотноситьпословицы и смысл басенного текста. Характеризоватьгероев басни с опорой на текст. Наблюдатьза жизнью слов в художественном тексте. Определятьв тексте красочные, яркие определения (эпитеты). Придумыватьсвои собственные эпитеты; создавать наих основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находитьавторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлятьустно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определятьдействия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснятьинтересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушатьзвуки, переданные в лирическом тексте. Представлятькартины природы. Восприниматьна слух художественные произведения. Соотноситьпословицы и смысл прозаического текста. Пересказыватьтекст подробно, выборочно. Характеризоватьгероев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оцениватьсвой ответ. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбиратькниги по авторам и по темам. Пользоватьсятематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвоватьв проекте, распределятьроли, находитьнужную информацию, представлятьэту информацию в группе.
О братьях наших меньших (11ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Жидкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка планируемых достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Восприниматьна слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражатьсвоё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверятьсебя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбиратькниги по темам и авторам. Пользоватьсятематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
Из детских журналов (7ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразит. чтение на основе ритма. Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбиратьзаголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Восприниматьна слух прочитанное. Отличатьжурнал от книги. Ориентироватьсяв журнале. Находитьинтересные и нужные статьи в журнале. Находитьнужную инфо по заданной теме. Участвоватьв работе пары и группы. Участвоватьв проекте «Мой любимый детский журнал»; распределятьроли; Находить и обрабатыватьинформацию в соответствии с заявленной темой. Создаватьсобственный журнал устно, описывать его оформление. Придумыватьнеобычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним. Рисоватьиллюстрации для собственного детского журнала. Писать (Составлять)свои рассказы и стихи для детского журнала. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Оцениватьсвои достижения.
Люблю природу русскую. Зима (8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Рассматриватьсборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотноситьзагадки и отгадки. Читать выразительно,отражая настроение стихотворения. Восприниматьна слух художественный текст. Соотноситьпословицы с главной мыслью произведения. Сравниватьпроизведения разных поэтов на одну тему. Рисоватьсловесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбиратьмузыкальное сопровождение текстом; придумыватьсвою музыку. Наблюдатьза жизнью слов в художественном тексте. Чувствоватьритм и мелодику стихотворения. Читатьстихи наизусть. Пониматьособенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризоватьгероев произведения на основе их поступков, использоватьслова антонимы для их характеристики. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок.
Писатели детям (10ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средства создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Я. Маршак. Герои произведения С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стиха. Хар-ка героя произв. с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стиха. Настроение стиха. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. авторское отношение к ним. Составление плана текста. подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьвыразительно, отражая настроение стихотворения. Восприниматьна слух художественный текст. Определятьсмысл произведения. Соотноситьсмысл пословицы с содержанием произведения. Объяснятьлексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определятьособенности юмористического произведения; хар-тьгероя используя слова-антонимы. Находитьслова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказыватьо героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читатьюмористические эпизоды из прозведений. Составлятьплан произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказыватьтекст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Читатьтексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оцениватьсвоё чтение.
Я и мои друзья (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Стихи о дружбе и друзьях Ф. Берестова, Э. Машковская, В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственные и этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл название рассказа. Соотнесение названия рассказ с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений. Прогнозировать содержание раздела.Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличиватьтемп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Восприниматьна слух художественное произведение. Определятьпоследовательность событий в произведении. Придумыватьпродолжение рассказа. Соотноситьосновную мысль рассказа стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснятьи понимать поступки героев. Пониматьавторское отношение к героям и их поступкам; выразительночитать по ролям. Составлятьплан рассказа пересказыватьпо плану. Оценивать свой твет в соответствии с образцом. Планироватьвозможный вар-т исправления допущенных ошибок. Составлятькороткий рассказ на предложенную тему.
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдатьза жизнью слова. Отгадыватьзагадки. Соотноситьотгадки с загадками. Сочинятьсобственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Сравниватьстихотворение о весне разных поэтов Придумыватьсамостоятельно вопросы к стихотворению. Оцениватьсвой ответ. Планироватьвозможный вариант допущенных ошибок. Контролировать и оцениватьсвое чтение, оцениватьсвои достижения
И в шутку и всерьез (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Веселые стихи Б. Заходера, У. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений Прогнозироватьсодержание раздела.Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравниватьгероев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе событий. Пересказыватьподробно на основе вопросов учебника; выразительно читатьотрывки из них. Инсценироватьстихотворение и фрагменты рассказов. Пересказыватьвеселые рассказы. Придумыватьсобственные веселые истории. Оценивать свой ответ. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок.
Литература зарубежных стран (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержание сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». Оценка достижений Прогнозировать содержание раздела. Выбиратькнигу для самостоятельного чтения. Читатьвслух с постепенным переходом про себя. Восприниматьна слух художественное произведение. Сравниватьпесенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различие. Объяснятьзначение незнакомых слов. Определятьгероев произведения. Сравниватьгероев зарубежных сказок с героями русских сказок, находитьобщее и различие. Даватьхарактеристику героев произведения. Придумыватьокончание сказок. Сравниватьсюжеты сказок разных стран. Пересказыватьподробно сказку на основе составленного плана, называтьволшебные события и предметы в сказке. Участвоватьв проектной деятельности. Создаватьсвои собственные проекты. Инсценироватьлитературные сказки зарубежных писателей. Находитькниги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке; составлятьсписки книг для чтения летом (с учителем). Оцениватьсвой ответ. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверятьсебя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцениватьсвои достижения.
   
Итого: 102 ч  

Тематический план «Литературное чтение» в 3 классе (102 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок по курсу литературного чте­ния (1 час)  
Знакомство с учебником по литературному чтению. Ориентироватьсяв учебнике по литера­турному чтению. Знать и применятьсис­тему условных обозначений при выпол­нении заданий. Находитьнужную главу и нужное про­изведение в содержании учебника. Предполагатьна основе названия со­держание главы. Пользоватьсясловарём в конце учеб­ника. Составлятьсвязное высказывание по иллюстрациям и оформлению учеб­ника
Самое великое чудо на свете (2 часа)  
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. Первопечатник Иван Федоров Проверим себя и оценим свои достижения. Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу по теме, используя условные обозначения. Читатьтекст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увели­чиватьтемп чтения при повторном чте­нии текста, выборочно читатьтекст про себя, отвечатьна вопросы. Находитьнеобходимую информацию в книге. Обобщатьполученную информацию по истории создания книги. Осмыслитьзначение книги для прошлого, настоя­щего и будущего. Находитькнигу в школьной библиотеке, пользуясь тема­тическим ка­талогом. Читатьвозможные аннотации на книги. Составлятьаннота­цию на книгу (с помощью учи­теля).Придумыватьрассказы о книге, используя различные источники ин­фор­мации. Участвоватьв работе пары и группы, чи­татьтекст друг другу. Договариватьсядруг с другом; приниматьпозицию со­беседника, про­являтьуважение к чу­жому мнению. Проверятьсебя и само­стоятельно оцениватьсвои достижения
Устное народное творчество (8 часов)  
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжель­ская и хохломская посуда, дымковская и бого­родская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Иван-царевич и Се­рый волк» Русская народная сказка «Сивка-бурка» Обобщение. Оценим себя Проект «Сочиняем волшебную сказку». Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке. Различатьвиды устного народного творчества: ма­лые и большие жанры.Воспроизводитьнаизусть текст русских народных песен. Отличатьдокучные сказки от других ви­дов сказок, называть их особен­ности. Приниматьучастие в коллективном со­чинении сказок, с опорой на особенно­сти их построения. Называтьвиды при­кладного искусства. Читатьтекст целыми словами, без ошибок и повторов. Ос­мысливатьсодержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно). Использоватьчтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов. Ускорятьили за­медлятьтемп чтения, соотнося его с со­держанием. Определятьособенности текста волшебных сказок, называтьволшеб­ные предметы, описывая вол­шебные события. Сравниватьсодержа­ние сказок и иллюстрации к ним. Делитьтекст на части. Пересказыватьтекст по самостоятельно составленному плану; нахо­дитьгероев, которые противопос­тавлены в сказке. Использоватьслова с противоположным значением при ха­рактеристи­ке героев. Называтьоснов­ные черты характера героев. Характери­зоватьгероев произведения. Сравни­ватьгероев произведения, героев раз­ных сказок. Инсценироватьсказку: рас­пределять роли, выбирать диалоги. Придумыватьсвои сказочные истории. Сравниватьпроизведения словесного, музыкального, изобразительно­го искус­ства. Участвоватьв работе группы, чи­тать фрагменты текста в паре. Договари­ватьсядруг с другом, выражатьсвою позицию. Проверятьсебя и самостоя­тельно оцениватьсвои достижения
Поэтическая тетрадь 1 (7часов)  
Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи». (на ос­нове научно-популярной статьи Я.Смоленского) Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» И.С Никитин «Полно, степь моя спать беспро­будно …» И.С.Никитин «Встреча зимы» И.З.Суриков «Детство» И.З.Суриков«Зима» Обобщение. Страницы русской классики Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьвыразительно стихи, пе­редавая настроение автора.Наблюдатьза по­вторением ударных и безударных слогов в слове (рит­мом), находить рифмую­щиеся слова. Определятьразличные средства выразительности. Использо­ватьприёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, опреде­лить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинятьсвои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности. Участвоватьв работе группы, читатьстихи друг другу, работая в паре, само­стоятельно оцениватьсвои достижения
Великие русские писатели (18часа)  
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.А.Крылов «Мартышка и очки» И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна» И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Развитие речи: подготовка к театрализации басен. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». «На се­вере диком». М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень». Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения. А.Н.Толстой «Акула» А.Н.Толстой «Прыжок» Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение тек­стов. Обобщение. Л.Н.Толстой Обучение пересказу: подроб­ному (с использованием авторской лексики) и выборочному. Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке, выбирать виды деятельности. Читатьпроизведе­ния вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Пониматьсодержание прочи­танного, высказывать своё отношение. Различатьлирическое и прозаическое произведения. Называтьотличительные особенности стихотворного текста. Объ­яснятьзначение некоторых слов с опо­рой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. На­ходитьсредства художественной выра­зительности в лирических тек­стах (эпи­теты, сравнения). Использоватьсред­ства художественной выразительности в устных вы­сказываниях. Знатьособенно­сти литературной сказки.Определятьнравственный смысл литературной сказки. Сравниватьпроизведение живо­писи и произведение литературы. Да­ватьхарактеристику героев литератур­ной сказки. Определятьсамостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравни­ватьрассказ-описание и рассказ-рассу­ждение. Составлятьразные виды пла­нов, воссоздаватьтекст по плану. Соот­носитьзаглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечатьна вопросы по содержанию. Определятьособенно­сти басни, выделятьмораль басни в тек­стах. Представлятьгероев басни. Харак­теризоватьгероев басни на основе их поступков. Инсценироватьбасню. Проверятьсебя и самостоятельно оце­ниватьсвои достижения. Различатьв басне изображённые события и замас­кированный, скры­тый смысл
Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бу­шует над бором…» А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы» Обобщение. Поэтическая тетрадь 2. Оценка достижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Восприниматьстихи на слух. Читатьсти­хотворение, выражая авторское на­строение. Сравниватьтекст-описание и текст-повествование. Находитьсредства художественной выразительности: срав­нения, эпи­теты, олицетворения.Следитьза выражением и развитием чувства в лирическом произведе­нии. Объяснятьсмысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Выска­зыватьсвои собственные впечатления о прочитанном стихотво­рении. Создаватьсловесные картины по тексту стихотво­рения. Находитьсреди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читатьстихи вырази­тельно, оцениватьсвои достижения
Литературные сказки (6часов)  
Знакомство с названием раздела. Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Обобщение. Литературные сказки. Оценка дос­тижений. Прогнозироватьсодержание раздела. Восприниматьна слух тексты литера­турных сказок, высказыватьсвоё мне­ние, отношение. Читатьсказку вслух и про себя, использоватьприёмы вырази­тельного чтения при перечитывании сказки. Сравниватьсодержание литера­турной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдатьза развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках. Объяс­нятьзначения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря. Сравниватьгероев в литературной сказке, характеризоватьих, ис­пользуя текст сказки. Определятьавторское от­ношение к изображаемому. Читатьскажу в лицах. Проверятьсебя и само­стоятельно оцениватьсвои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике
Были-небылицы (7 часов)  
Знакомство с названием раздела. Рассказы, повести А.Воронковой М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой» К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» А.И.Куприн «Слон» Прогнозироватьсодержание раздела. Определятьособенности сказки и рас­сказа. Различатьвымышленные события и реальные. Определятьнравственный смысл по­ступков героя. Выражатьсобственное отношение к поступкам героев в сказоч­ных и реальных событиях.Находитьсредства художественной выразитель­ности в прозаическом тексте. Составлятьплан для краткого и полного пересказов. Пересказыватьтекст подробно и кратко, выборочно. Определятьхарактеристики героев про­изведения с опорой на текст. Рассказыватьо прочитанных книгах. Са­мостоятельно придумыватьсказочные и реальные истории. Находитьв тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читатьсказку выразительно по ролям
Поэтическая тетрадь 3 (4часов)  
Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» Саша Черный «Воробей», «Слон» А.А.Блок «Ветхая избушка» А.А.Блок «Сны», «Ворона» С.А.Есенин «Черемуха» Урок-концерт по произведениям изученных поэтов. Оценим свои достижения. Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьстихотворение, отражая настрое­ние. Находитьв стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравни­ватьстихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбиратьстихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснятьсмысл выражений с опорой на текст. Определятьавторское отношение к изображаемому. Придумыватьстихо­творные тексты. Проверятьправиль­ность высказывания, сверяя его с тек­стом; само­стоятельно оцениватьсвои достижения
Люби живое (14 часов)  
Знакомство с названием раздела. М.М.Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь в текст. Сочинение на основе художественного текста. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В.И.Белов «Малька провинилась» В.И.Белов «Еще про Мальку» В.В.Бианки «Мышонок Пик» Б.С.Житков «Про обезьянку» В.П.Астафьев «Капалуха» В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу с произве­дением на уроке, используя условные обозначе­ния. Читатьи восприниматьна слух произведения. Определятьжанр произ­ведения. Пониматьнравственный смысл рассказов.Определятьосновную мысль рассказа. Составлятьплан произведе­ния. Рассказыватьо герое, подбирая в про­изведении слова-определения, характеризующие его поступки и харак­тер. Сравниватьсвои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказыватьпроизведение на основе плана. Придумыватьсвои рассказы о животных. Проверятьсоставленный план, сверяя его с текстом и самостоя­тельно оцениватьсвои достижения
Поэтическая тетрадь 4

double arrow