Работа в уголке природы

Начиная с осени воспитателю необходимо знакомить детей с растениями и животными в детском саду. Важно пополнить уголок природы теми обитателями, которые будут предметом специально организованных наблюдений. Так, можно выкопать цветущие грунтовые растения клумб и одновременно сделать красивый букет из срезанных цветов. Воспитатель, поместив цветы в уголок природы, обращает внимание детей на состояние тех и других в первые дни, любуется ими, предлагает понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми педагог заботится о них (наливает воду в вазу, меняет ее, поливает выкопанные растения). Все вместе обсуждают, что нужно растениям.

В последующие дни педагог сравнивает состояние растений, отмечает скорое увядание растений в вазе, устанавливает его признаки и причину — отсутствие корней и земли.

В уголок природы могут быть помещены дары осени — овощи, фрукты, ягоды. Детей учат различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Воспитаель может определить их одним словом — плоды, рассказать детям о их назначении в жизни растений, показать семена некоторых из них. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

Овощи и фрукты используются в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Чей плод?» и т. д.

Постоянные обитатели уголка природы также требуют внимания и заботы осенью. Вместе с воспитателем дети осматривают растения, определяют, как они себя чувствуют, вспоминают названия. Необходимо обращать внимание детей на потребности растений, учить замечать по внешнему виду, когда им нужна помощь (полив, перестановка в светлое место), осуществлять ее правильно. При этом следует знакомить детей с основными функциями частей растения — корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения.

Осенью следует принести новых рыбок, отличающихся по внешним признакам и повадкам от тех, что уже живут в аквариуме группы, поместить в уголок природы зверька (морскую свинку или хомячка), организовать наблюдения за ними.

 
В ходе наблюдений воспитатель должен научить детей оценивать действия объектов как проявление их жизни, понимать, что они живые. Содержанием наблюдений могут стать выделение сходства и различия животных, своеобразие их поведения, удовлетворение некоторых потребностей, интересные повадки. Необходимо учить детей устанавливать несложную, наглядно представленную связь между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания, строение конечностей и способ передвижения и т. д.), некоторую доступную непосредственному восприятию связь со средой обитания (особенности конечностей, повадки и т. д.).

Важно познакомить детей с потребностями животных в пище, тепле, месте обитания. Это поможет воспитателю научить дошкольников ухаживать за животными, повысить их ответственность за жизнь животных.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада.

В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, воспитатель организует с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей следует научить отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака и т. д.

Необходимо, чтобы наблюдения за явлениями неживой природы были связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах воспитателю следует показывать детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.

Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений — прикрепленность к земле. Для этого рекомендуется в целевых прогулках использовать осенние посадки деревьев для уточнения представлений детей о подземной части растений — корне.

Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, важно обратить внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т. д.).

Интересны наблюдения за разными животными. Их поведение становится иным: одни исчезают, готовясь к холодной зиме; другие приближаются кг жилью человека, изменяют свой внешний вид. Наблюдения за линькой кошек, собак помогают сформировать верное представление о смене одной «шубки» на другую, избежать неправильного толкования этих явлений детьми.

Воспитатель углубляет знания детей о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных. Он сообщает детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Воспитатель вызывает у детей желание помочь птицам, организует их подкормку, сбор семян.

Осенью воспитатель может провести ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. В силу конкретности мышления дети 5-го года жизни часто думают, что наблюдаемые осенние явления характерны только для их участка. Поэтому полезно посмотреть, что происходит за соседним домом, в парнике, по другую сторону улицы, у водоема и т. д.

Можно использовать такие прогулки, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на перевозку по улицам овощей, работу овощных и фруктовых палаток, уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

Во время прогулок на участке детского сада необходимо организовать разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами. Их цели могут быть различными: научить различать деревья, кусты, травянистые растения («Раз, два, три — к кустику беги!», «Где чей дом?»; узнавать растения по листьям, плодам, семенам («Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же»).

Зима


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: