Основные направления охраны биологических ресурсов:
1) прав-е исп-е и охрана биол-х рес-в на основе законов жив. И раст-ого мира;
2) сохр-е биол-ого разнообр-я в системе особо охраняемых террит-й (4 нац-х парка (Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский, Браславские озёра), 2 заповедника – Березинский биосферный и Полесский радиационно-экол-й, более 800 заказников. Общая охраняемая тер-я – 7% площади страны
3) комплексное исп-е биол-х рес-в
4) защита лесов от вредителей и пожаров
5) восстан-е лесов и регулиров-е видового и возрастного состава
Эконом-е рычаги:
1) планир-е и финансир-е мероприятий по охране и воспроиз-ву биол-х рес-в
2) устан-е нормативов платы за исп-е биол-х рес-в, предоставл-е фин-х льгот при осущ-и меропр-й, направл-х на охрану и воспроиз-во биолог-х рес-в
3) возмещ-е ущерба, причиненного наруш-м законовоб охране животного и раст-ого мира.
32. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
Осущ. в рамках системы гос-го соц.-эконом. планирования.
Здесь содержится лимит пользования ресурсами окруж. среды, объёмы капиталовложений в сфере природопользования.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования явл. природоохранные комплексы, экономические системы, территории, отдельные экономические отделы.
Планирование и прогнозирование осущ. также министерства, ведомства и предприятия (отраслевое планирование).
В тесной связке они планируют:
1) разработку технологических процессов
2) строительство, реконструкцию
3) разработку экологического паспорта
Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-экономического развития страны можно условно классифицировать:
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории.
Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.
Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.
33.Основные принципы "Концепции государственной политики РБ в области охраны окружающей среды".
Осн. принципы управления сферой природопользования изложены в "Концепции гос. политики РБ в области охраны окр. среды":
· гос. собственность на все виды природных ресурсов, предусм. возможность их передачи в постоянное или временное пользование
· охрана окр. среды, объектов живой и неживой природы на всей терр. РБ в сочетании с особо охр. территориями
· законодательно-обеспеченная, финансируемая из гос. бюджета система гос. контроля за состоянием окр. среды, охраной и использованием прир. рес.
· законно-обеспеченная система гос. экономической экспертизы и паспортизации, проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хоз. объектов
· привлечение к делу охраны окр. среды широких слоёв населения, общественных организаций и движений
· экономический механизм природопользования включающий платность природопользования и налоговые и кредитные льготы за природоохранную деятельность
· система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при обязательном возмещении ущерба, нанесённого здоровью людей и окр. среде
· совершенствование законодательной базы и системы возмещения потерь на национальном и международном уровне
· участие в решении глобальных экономических проблем, в том числе охране озонового слоя, охране биологич. разнообразия, предотвращение антропогенного изменения климата, регламентации торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.