Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. В общем гос. собственность доминирует.
Примеры: ЛК РФ (ст.8) устанавливает, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно Закону о Недрах (ст. 1.2), недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — РФ и субъектами Федерации. В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
|
|
ЗК РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов РФ (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:
• которые признаны таковыми федеральными законами;
• право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
· которые признаны таковыми федеральными законами;
· право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
· которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
· которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Некоторые уточнения о разграничении объектов собственности предусмотрены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому к федеральным природным ресурсам могут относиться:
• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
|
|
• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют Муниципальной собственностью ОМС. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.) относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
|
|
Статья 9 Конституции установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениями.
Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.