Право государственной, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности уста­новлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. В общем гос. собственность доминирует.

Примеры: ЛК РФ (ст.8) устанавливает, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно Закону о Недрах (ст. 1.2), недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Важным и сложным является вопрос о разграничении госу­дарственной собственности на природные ресурсы между субъек­тами права — РФ и субъектами Федерации. В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

ЗК РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и соб­ственности на землю субъектов РФ (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земель­ные участки:

• которые признаны таковыми федеральными законами;

• право собственности РФ на которые возникло при разграни­чении государственной собственности на землю;

• которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами;

· право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

· которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Некоторые уточнения о разграничении объектов соб­ственности предусмотрены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому к федеральным природным ресурсам могут от­носиться:

• земельные участки и другие природные объекты, предостав­ляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государст­венной власти;

• земельные участки, занятые федеральными энергетически­ми, транспортными и космическими системами, объектами ядер­ной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

• земельные участки, водные и иные природные объекты фе­деральных государственных природных заповедников, нацио­нальных природных парков, государственных природных заказ­ников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и от­несенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под дейст­вие международных договоров;

• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосу­дарственное значение;

• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

• иные природные ресурсы по взаимной договоренности феде­ральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Исключительно к федеральной собственности отнесены при­родные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональ­ной и местной собственности применительно к особо охраняе­мым природным территориям решены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охра­няемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государст­венных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных мест­ностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняе­мым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального зна­чения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объяв­ляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

В состав муниципальной собствен­ности входят муниципальные земли и другие природные ресур­сы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют Муниципальной собственностью ОМС. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объ­екты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в арен­ду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия ис­пользования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с за­коном могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земель­ные участки:

• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

• которые приобретены по основаниям, установленным граж­данским законодательством.

В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.) относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Статья 9 Конституции установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениями.

Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: