Производственный экологический контроль

Нормативно-правовой основой для проведения производственно экологического контроля является Статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г «Об охране окружающей среды»:

ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС. Рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации ПЭК в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

ПЭК - непосредственная деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду на основе описания, наблюдения, оценки и прогноза источников воздействия и отходов.

Производственный контроль проводится самим предприятием - природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны ОС, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС. Содержание такого контроля, прежде всего, зависит от специфики деятельности предприятия.

Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 1'7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.99 М 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха" должна быть организована соответствующим юридическим лицом.

Цели ПЭК

ПЭК выполняется в целях соблюдения требований в области ООС, установленных законодательством в области ООС, для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи ПЭК

Выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;

соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;

соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;

выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

ПЭК проводится над:

соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;

соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов;

учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;

источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения); соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;

использованием опасных и вредных химических веществ (в составе сырья, реагентов, биопрепаратов);

выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала;

получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;

своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объектами производственного экологического контроля являются:

стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

системы очистки отходящих газов;

источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;

системы очистки отработанных вод;

системы оборотного и повторного водоснабжения;

источники образования отходов производства;

объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);

склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

природные ресурсы;

природные среды, загрязненные химическими веществами по вине природопользователя.
13. Эколог сертификация

Сертификация систем экологического менеджмента (систем управления окружающей средой), или экологическая сертификация, на производствах предприятий-заявителей проводится в целях подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению."

Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.

Условием проведения сертификации систем управления окружающей средой (СУОС) является наличие на предприятиях-заявителях документарно оформленной и внедренной системы управления охраной окружающей среды раздельно или в составе интегрированной системы менеджмента качества.

Для того, чтобы была проведена экологическая сертификация, заявитель должен подготовить и представить следующие документы:

1. Копия Свидетельства о государственной регистрации заявителя (иной документ, подтверждающий правовой статус).

2Копия свидетельства заявителя о постановке на налоговый учет.

3 Копия Устава заявителя.

4. Справка, содержащая сведения о заявителе: общее число работников, число работающих на производстве продукции (работ, услуг), на которую распространяется СУОС

5. Экологическая политика (если она выполнена в виде отдельного документа и не включена в Руководство по управлению окружающей средой, либо по интегрированной системе менеджмента)

6.Руководство по управлению окружающей средой или соответствующее по содержанию извлечение из Руководства по интегрированной системе менеджмента, либо иной действующий документ, системно устанавливающий характеристики СУОС и воздействующие на нее факторы

7. Организационно-функциональная структура заявителя

8. Документарные процедуры планирования, контроля, учета, текущего регулирования, обучения персонала, аудита, предупреждения возникновения катастроф и аварийных ситуаций и корректирующих действий, улучшения СУОС (представляются копии всех отдельно и документально оформленных процедур)

9 Записи по результатам аудитов СУОС и анализа со стороны руководства

10. Зарегистрированные данные об окружающей среде

11. Целевые и плановое экологические показатели, программы управления окружающей средой

12. Копии Положения о структуре (подразделении организации), поддерживающей функции СУОС, и должностных инструкций ее работников, устанавливающие ответственность и полномочия в области управления окружающей средой

13.Копии Положения о любом структурном подразделении, на которое распространяется СУОС и должностных инструкций его работников (выборочно по решению заявителя)

14.Копии разрешительных документов на виды деятельности, подлежащие лицензированию

15. Копии сертификатов системы качества с приложениями (при наличии)

16. Копии Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату

17. Справка о катастрофах и аварийных ситуациях на производстве заявителя до и после внедрения СУОС

18.Справка о наличии актуализированных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требованиях к воздействиям на окружающую среду

 

Экологическая оценка

Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. экологическая оценка может проводиться для всех видов деятельности, или, например, только для крупных проектов, осуществляемых по решению правительства, или для видов деятельности, отобранных по определенным правилам. Основную роль в проведении экологической оценки может играть инициатор деятельности или природоохранные органы. Результаты ее могут по-разному использоваться в системе принятия решений. Степень обязательности учета результатов экологической оценки в принятии решений тоже различается от страны к стране.

Несмотря на эти отличия, эффективные системы экологической оценки, проверенные временем, отвечают трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности.

Принцип превентивности означает, что экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений.

Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде.

принцип демократичности отражает тот факт, что экологическая оценка не сводится к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: