Понятие и виды экологических стратегий

Экологическая стратегия представляет собой комплексный план осуществления миссии и философии предприятия и достижения его хозяйственноэкономических целей, она призвана разрешить противоречие среди его экологических и экономических интересов. Эта стратегия направлена на достижение конкретных преимуществ предприятия и его продукта при максимально возможном снижении или предупреждении негативных воздействий на природную среду в течение целого жизненного цикла продуктов.

Экологическая стратегия обычно разрабатывается как на операционном, так и на корпоративном уровне. Операционный уровень подразумевает, что стратегия способствует поиску эффективных решений в пределах рассматриваемого предмета анализа, определяет цели, а также направления мероприятий по разрешению узких текущих задач экологии. Вторая полагает точное следование природоохранному законодательству и устойчивое позитивное изменение показателей комплексного ресурсосбережения, отрицательного действия на окружающую среду.

В силу того, что экологическая стратегия как отдельный документ пока
еще не имеет достаточного распространения на промышленных
предприятиях, этапам формирования экологической стратегии не уделено
должного внимания в отечественной науке и практике.

Алгоритм формирования экологической стратегии организации, который состоит из пяти этанов:

- подготовительный этап;

- анализ и оценка экологической ситуации (экологический менеджмент учитывает само предприятие как фактор влияния на внешнюю среду, которое вызывает различные экологические, экономические и социальные последствия. С этой точки зрения необходимо проводить оценку и анализ социоэкосистемы, в которую вторгается хозяйственная деятельность);

- разработка альтернативных экологических стратегий;

- выбор экологической стратегии;

- реализация экологической стратегии.

Вначале определяются экологические цели и сроки их достижения для
того, чтобы в последующем можно было проанализировать выполненную работу. Затем определяется будущее состояние предприятия при следовании
прежним экологическим принципам и расхождения между прогнозируемыми
и целевыми показателями. Для выявления конкурентных преимуществ,
которыми обладает предприятие, необходимо провести оценку внешнего
окружения и оценку внутренней среды. Для этого предлагается использовать экологический SWOT-анализ. Далее разрабатывается базовая экологическая стратегия. На основании базовой стратегии формируются альтернативные экологические стратегии, которые оцениваются с помощью построения математической модели. Из них выбирается оптимальный вариант и реализуется.

Разработка экологической стратегии предполагает детальный анализ внешней среды, результаты которого сопоставляются с внутренним потенциалом промышленного предприятия с целью выяснения его возможностей и внешних угроз. В качестве определяющих факторов рассматриваются:

- законодательные и иные экологические требования, соблюдение которых является обязательным для предприятия;

- государственная политика в отношении окружающей среды;

- международные экологические тенденции, особенно на важных для предприятия лесобумажных рынках;

- собственно экологические инициативы предприятий;

- поведение деловых партнеров, потребителей, а также конкурентов;

- научно-технические исследования и разработки.

Такой анализ облегчает руководству предприятия принятие управленческих решений. Исследование и постоянный контроль тенденций развития указанных факторов требуют активного информационного обеспечения, ориентированного на интересы предприятия, и учета сильных и слабых сторон его внутренней среды [43, с. 218].

Охарактеризуем типы наиболее встречающихся стратегий, классифицирующихся по признаку экологичности, и факторы их определяющие.

Наиболее агрессивной по отношению к окружающей природной среде является стратегия игнорирования экологических аспектов деятельности предприятия. Она реализуется в условиях низкого уровня экономического развития, когда экономика является приоритетной по отношению к экологии, а природопользователями природная среда рассматривается как фактор, инвариантный по отношению к экономическому развитию. При этом малая величина экологической культуры и недостаточная эффективность государственного регулирования могут приводить к необратимым изменениям в окружающей природной среде.

В случае вынужденной стратегии предприятие выполняет требования, согласованные с органами государственной экологической проверки на определенный период. При этом не выполняются предельно допустимые нормативы (ПДС, ПДВ) по выбросам и сбросам, но установлены временно согласованные (ВСВ, ВСС), превышающие предельно допустимые. На таких предприятиях ведется работа по изысканию резерва уменьшения влияния на окружающую среду и достижению ВСВ и ВСС (в перспективе максимально приближенных к ПДС и ПДВ).

В случае реализации пассивной стратегии на предприятии выполняются все установленные требования природоохранного законодательства, экологические издержки находятся на приемлемом уровне и не являются решающим фактором в ценообразовании. При постоянстве и неизменности государственных требований и стабильности рыночной среды предприятие будет стараться сохранить такую ситуацию как можно дольше [19, с. 154].

Предприятия осуществляют затраты на природоохранные мероприятия, основываясь на принципе минимизации издержек. При данном подходе предполагается, что улучшение экологической ситуации и уменьшение влияния на окружающую среду в течение всех этапов жизненного цикла продукции связано с дополнительными затратами. Этот подход иллюстрирует следующие соотношения (формулы 1.1; 1.2):

(1.1)

(1.2)

где ЗПД - затраты предприятия на природоохранную деятельность;

ПУТ - прибыль от утилизации отходов;

ЛН - льготы по налогообложению;

ЛК - льготы по кредитам;

НЦ – ценовые надбавки;

ПСИ - плата за использование ресурсов сверх норм;

ПСЗ - плата за загрязнение среды, превышающее нормы;

ПСР - плата за размещение отходов;

Ш - штрафы;

НДОП - дополнительное налогообложение.

Составляющие формулы (1.1) способствуют росту дохода предприятия, а составляющие формулы (1.2) снижают его. Все эти показатели должны быть больше расходов, необходимых для реализации природоохранной деятельности в предполагаемом объёме.

Стратегия достижения конкурентного преимущества основана на потребительском спросе на экологически чистый товар, её возможно реализовать только в случае высокой экологической культуры потребителей, при учете экологических факторов в экономическом взаимодействии. Кроме того, для успешной реализации данной стратегии необходимо наличие особых активов, таких как технологии, технические средства или организационные возможности.

Эта стратегия основана на завоевании некоторой доли рынка за счет экологических характеристик выпускаемой продукции. Для этого надо выделить определенный сегмент рынка и проанализировать возможности достижения конкурентных преимуществ в этом сегменте. Немаловажную роль здесь имеет экологическая культура потребителей выделенного сегмента рынка. Следовательно, получение прибыли от производимой экологически чистой продукции связано с уровнем экологической культуры потребителей, которая определяется, как готовность заплатить более высокую цену за экологически чистый товар или отказ от приобретения неэкологичного товара (формула 1.3).

Рассмотрим неравенство:

(А) ≤ (ГА- ИА) / (ГВ - ИВ), (1.3)

где 1 - общее количество покупателей;

(А) - доля покупателей, выбирающих экологически чистые товары;

(В) - это доля покупателей, для которых не имеют значение экологические характеристики товара;

ИА, ИВ - издержки производства соответственно экологически чистого и неэкологичного товаров;

ГА, ГВ- готовность потребителя платить соответственно за экологически чистый и неэкологичный товар, при том, что ГАА и, соответственно, ГВВ;

АА), (А)*(ГВВ) - объем прибыли, которую получит предприятие, производя соответственно экологически чистый и неэкологичный товар.

Данное соотношение имеет определённый экономический смысл - чем меньше максимум готовности покупателей платить за экологически чистый товар ГА, тем больше количество покупателей, предпочитающих экологически чистые товары. Стратегию, ориентированную на достижение конкурентного преимущества, можно реализовать при существовании и стимулировании спроса на экологически чистые товары.

Следуя стратегии устойчивого развития, предприятие соблюдает все природоохранные требования и является инициатором инноваций, способствующих уменьшению влияния на окружающую среду, расширяет сферу своей экологической активности с включением в неё разных направлений и аспектов деятельности, не связанных с требованиями экологического законодательства, вовлекает всех работников предприятия в активную экологическую деятельность. Целью здесь является реализация модели устойчивого развития, направленного на благоразумное удовлетворение нужд населения при параллельном росте качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование природных ресурсов и сохранение природной среды. Поскольку для реализации данной стратегии предприятия должны внедрять инновационные технологии более чистого производства, уменьшающие образование загрязняющих веществ, и проводить оценку жизненного цикла продукции, при использовании которых возникают затраты, направленные непосредственно на понижение воздействия на окружающую среду, целесообразно анализировать зависимость выбросов на единицу готовой продукции от текущих производственных затрат [12, с.108].

На рисунке 1.3 графически показано положение организации на эколого-правовом поле в соответствии с выбранной стратегией.

Рисунок 1.3 - Положение организации на эколого-правовом поле в соответствии с выбранной стратегией

Сопоставив цели и способы реализации выбранной стратегии, получают матрицу экологического менеджмента, представленную в таблице 1.4.

Эта матрица помогает оценить возможность достижения цели с использованием разных средств. При анализе необходимо сопоставлять виды воздействия и способы их снижения. Очевидно, что выбросы, сбросы и складирование отходов, а также технологии конца трубы не позволяют добиться конкурентного преимущества и устойчивого развития. Что касается стратегии соответствия, то для ее реализации возможно комбинирование различных способов [10, с. 86].

Таблица 1.4 - Матрица экологического менеджмента

Цель Способы Игнорирование экологических аспектов Вынужденная стратегия соответствия Пассивная стратегия соответствия Конкурентное преимущество Устойчивое развитие
Выбросы, сбросы, складирование отходов          
Технология «конца трубы»          
Минимизация отходов и рециклинг          
Новые технологии, уменьшающие образование 3В          
Оценка жизненного цикла при разработке «зелёной» продукции          

 

Определим роль экологического менеджмента для каждой стратегии. При игнорировании экологических аспектов, очевидно, не может ставиться вопрос и об экологическом менеджменте. Вынужденная и пассивная стратегии соответствия включают в себя экологический менеджмент, необходимый для функционирования и выполнения требований законодательства, и только стратегии конкурентного преимущества и устойчивого развития способны реализовать концепцию экологического менеджмента.

Экологическая стратегия обращена на четыре поля экологических действий - продукт, производство, персонал и коммуникация. В поле производства действует принцип сокращения нагрузки на окружающую природную среду путем уменьшения выбросов и сбросов, а также экономии используемых ресурсов. В области продукта внимание концентрируется на уменьшении отрицательного воздействия на окружающую природную среду непосредственно продуктом на продолжительности целого жизненного цикла, начиная от изготовления и заканчивая утилизацией. Под третьим полем подразумевается мотивация сотрудников как носителей экологических действий. Посредством коммуникаций осуществляется связь по проблемам в сфере охраны окружающей среды как внутри предприятия, так и за его пределами.

 

27. Понятие и сущность годовой производственной программы.

 

1.2 Понятие производственной программы. Сущность и система показателей производственной программы предприятия

 

Показатели производственной программы.

В экономической литературе 60-80-х гг. XX в., касающейся плановой деятельности на микроуровне, использовались однотипные определения сущности ПП, сводившиеся к тому, что это система заданий, обязательных для выполнения, основанная на директивных показателях.

Данные научные трактовки существовали в силу того, что действовала система только государственных адресных заданий. В условиях переходной экономики такой подход неприемлем. Развитие рыночных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий требует новых подходов к пониманию сущности производственной программы. Новизна подходов, на наш взгляд, определяется следующими основными факторами:

появлением конкуренции, конкурсных отборов продукции;

необходимостью непосредственной и быстрой реакции на изменения внешней среды;

формированием планов производства и реализации продукции с учетом потребностей и запросов потребителей.

Можно дать следующее определение понятия «производственная программа» предприятия, функционирующего в рыночной экономике.

Производственная программа - это результат взаимодействия финансовой, маркетинговой, технической и производственной служб, определяющий объем, номенклатуру и сроки выпускаемой и реализуемой продукции в условиях рыночной конкуренции.

Производственная программа - основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях [1 c.293]. Главная задача при составлении программы - это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. При этом указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.

Разработка производственной программы включает решение следующих задач. Во-первых, планируется номенклатура, ассортимент и объем выпуска изготовляемой предприятием продукции, которые устанавливаются на основе централизованного задания по поставкам важнейших для народного хозяйства видов продукции и портфеля заказов предприятия с учетом его специализации. При этом учитываются и договоры по кооперированным поставкам, заключенные предприятием. [5, c. 78]

Во-вторых, определяется состав полуфабрикатов, которые будут изготовляться самим предприятием и которые оно будет получать в порядке кооперирования производства от других, а также полуфабрикатов, которые предприятие будет производить в порядке кооперирования для смежных организаций.

В-третьих, предусматривается улучшение использования производственной мощности с учетом возможности ее рационального расширения и специализации производства.

В-четвертых, предусматривается распределение производства продукции по отдельным календарным периодам в соответствии со сроками ее поставки по хозяйственным договорам с покупателями. Определяющим фактором календарного распределения выпуска продукции является длительность производственного цикла ее изготовления и состояние подготовки производства.

Таким образом, производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства; номенклатуру и ассортимент производства продукции в соответствии с планом реализации, обязательствами предприятия: При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами. Исходными данными при разработке производственной программы являются: * уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг); * результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды; * данные по спросу на продукцию предприятия; * сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период; * сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества; * сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам); * расчеты производственной мощности предприятия; * прогрессивные технико экономические нормы и нормативы; * решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития. В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры: какие виды продукции и в каких количествах производить? в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю? какого качества должна быть продукция в планируемом периоде; сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов; каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации; каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях. Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.

Номенклатура продукции - это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило, разрабатывают производственную программу по расширенному ассортименту.

Ассортимент - разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры. Точное установление наименований и размеров выпуска каждого конкретного изделия необходимо и для самого предприятия, так как без этого нельзя проектировать технологический процесс, определить производственную мощность, установить нормы трудоемкости и т.д.

Основными показателями производственной программы являются:

* номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; * товарная продукция; * незавершенное производство; * валовая продукция [1]. Приведенные выше показатели приводятся в учебнике Сафронова [ 21]. Однако другие авторы отмечают еще ряд показателей. Например: Объем реализованной продукции, а также нормативную чистую продукцию. Объем реализованной продукции - используется для оценки результатов хозяйственной деятельности. Он отражает общий объем продукции, поступившей в народнохозяйственный оборот в данный период и оплаченной потребителем. В объем реализуемой продукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием - изготовителем, в том числе стоимость сырья, материалов, оплаченных изготовителем. Не включаются в объем реализуемой продукции: * Стоимость внутризаводского оборота, то есть стоимость изделий собственного производства, идущих на дальнейшую переработку внутри данного предприятия. * Выручка от непромышленной деятельности. План по объему реализуемой продукции считается выполненным только при условии выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в установленных номенклатуре и ассортименте в соответствии с заключенными договорами и заказами внешнеторговых организаций [ 4 ]. Товарная продукция - готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией; В состав товарной продукции в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия включается стоимость продукции, входящей в состав валовой продукции, за исключением: 1. Изменение остатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменения остатков продукции вспомогательных цехов (специнструментов, штампов, моделей, приспособлений и т. д.); 2. Изменения остатков незавершенного производства. Следует обратить внимание, что изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика, включаются в товарную продукцию в действующих ценах с включением стоимости сырья и материалов заказчика только в том случае, если они оплачены предприятием-изготовителем. Объем товарной продукции (Т) - часть произведенной предприятием и предназначенной для реализации потребителям продукции. Определяется:

 

Т = Т1 + Т2 + Т3 + Ф +Т4

 

Т1 - стоимость готовых (комплектных) изделий, реализованных на сторону;

Т2 - стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для поставки на сторону,

Т3 - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия,

Ф - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственных производств, зачисляемых в основные средства данного предприятия,

Т4 - стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Незавершенная продукция. Незавершенным производством считается продукция, не законченная изготовлением в отдельных цехах, а также продукция, законченная производством, но не проверенная ОТК и не сданная на склад готовых изделий. Стоимость прироста (убыли) незавершенного производства в оптовых ценах определяется на основе данных прямого учета незавершенного производства в натуральном выражении и прямой оценки в оптовых ценах. В зависимости от конкурентных условий методами прямого учета могут быть инвентаризация остатков незавершенного производства или подетально- пооперационный учет. Валовая продукция - продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием вне зависимости от степени ее готовности. В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги. Объем валовой продукции (ВП) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; Определяется по следующей формуле

 

ВП = ТП - НП + НК

 

где НП, НК - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода; ТП - товарная продукция. Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость. Показатель нормативной чистой продукции используется для определения темпов роста физического объема производства, производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием. Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. Норматив чистой продукции (Ч) на конкретное изделие равен

 

Ч = ЗП + К + П

 

ЗП - заработная плата (основная и дополнительная) рабочих, включая отчисления на социальное страхование в проектируемой (плановой) калькуляции себестоимости единицы продукции, К - коэффициент, характеризующий отношение заработной платы персонала, занятого обслуживанием и управлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия, П - прибыль, подлежащая включению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативам рентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат (стоимости используемых сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий). Объем нормативной чистой продукции в планах и отчетах предприятия определяется прямым счетом:

. По готовой продукции и другой продукции, планируемой в натуральном выражении - путем умножения объема производства в натуральном выражении по каждому виду изделия на норматив чистой продукции;

. По продукции, планируемой и учитываемой только в стоимостном выражении - путем умножения ее объема в оптовых ценах (сметной стоимости) на утвержденный по каждой группе и виду продукции нормативный коэффициент чистой продукции. Указанные нормативные коэффициенты характеризуют отношение объема чистой продукции к стоимости соответствующей продукции, исчисленной в оптовых ценах;

. По незавершенному производству продукции с длительным циклом изготовления - путем умножения изменения остатков незавершенного производства на нормативный коэффициент чистой продукции и прямым счетом по каждому виду продукции с последующим сложением результатов. Общий объем нормативной чистой продукции по объединению определяется на основе данных, входящих в состав производственных объединений, единиц и отдельных предприятий.

 

28. Планирование производства продукции.

29. Способы размещения государственного заказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: