Историческое развитие

Внимание к вопросам речевого развития уже видны в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и, даются некоторые практические советы.

Ян Амос Коменский (1592-1672) большое внимание уделял правильному произношению, а с 3х до 6ти лет обогащению речи.

Иоанн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные задачи обучения языку 1. обучение звуку как средству развития органов речи. 2. обучение слову или средствам ознакомления с предметами. 3. обучение речи.

Фридрих Фребель (1782-1852) Развитие речи тесно связывал с наблюдением и игрой.

Ж-Ж Руссо большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал пение, музыку, правильную речь окружающих.

Мария Монтессори (1870-1952). Её методика развития речи включала в себя 1) сенсорное восприятие предметов и их признаков 2) распознание предмета по названию. 3) запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия.

Развитие методики в России

Мысли о необходимости обучению родному языку содержаться в работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломоносова (1711-1765).

Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национальное общение и воспитание на родном языке.

Л. Н. Толстой (1828-1910гг) Обратил внимание на воспитание детей по средствам бесед и чтения. Главный труд для дошкольников – «Азбука».

К. Д. Ушинский (1824-1870гг) Говорил, что обучение детей должно проходить на родном языке. Известные произведения: «Родное слово», «Детский мир», так же внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он изменил метод первоначального обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг) разработала методику воспитания в семье на родном языке. Известное произведение: «Умственное развитие детей…».

в 20 – 30-е гг. нашего столетия методика развития речи детей дошкольного возраста складывается как отрасль педагогической науки. Большой интерес к исследованию детской речи.

Н. К. Крупская (1869-1936гг) считала речь основой умственного воспитания, предлагала больше читать художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг) Создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Будучи профессором института, первая приняла теорию «Развития речи» к дошкольному возрасту.

Е. А. Флёрина (1889-1925гг) обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Разработка содержания и методики речевого развития детей продолжалась и в годы Отечественной войны. В центре стояли вопросы патриотического воспитания средствами родного языка, устного народного творчества.

А. П. Усова процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.

Л. П. Пеньевская занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.

Е. Е. Радина обучение детей правильному произношению звуков.

Р. И. Жуковская чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.

в 90-е гг. В центре внимания дошкольных работников оказалась проблема форм обучения родной речи.

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: