Внимание к вопросам речевого развития уже видны в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и, даются некоторые практические советы.
Ян Амос Коменский (1592-1672) большое внимание уделял правильному произношению, а с 3х до 6ти лет обогащению речи.
Иоанн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные задачи обучения языку 1. обучение звуку как средству развития органов речи. 2. обучение слову или средствам ознакомления с предметами. 3. обучение речи.
Фридрих Фребель (1782-1852) Развитие речи тесно связывал с наблюдением и игрой.
Ж-Ж Руссо большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал пение, музыку, правильную речь окружающих.
Мария Монтессори (1870-1952). Её методика развития речи включала в себя 1) сенсорное восприятие предметов и их признаков 2) распознание предмета по названию. 3) запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия.
Развитие методики в России
Мысли о необходимости обучению родному языку содержаться в работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломоносова (1711-1765).
|
|
Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национальное общение и воспитание на родном языке.
Л. Н. Толстой (1828-1910гг) Обратил внимание на воспитание детей по средствам бесед и чтения. Главный труд для дошкольников – «Азбука».
К. Д. Ушинский (1824-1870гг) Говорил, что обучение детей должно проходить на родном языке. Известные произведения: «Родное слово», «Детский мир», так же внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он изменил метод первоначального обучения родному языку.
Е. Н. Водовозова (1844-1923гг) разработала методику воспитания в семье на родном языке. Известное произведение: «Умственное развитие детей…».
в 20 – 30-е гг. нашего столетия методика развития речи детей дошкольного возраста складывается как отрасль педагогической науки. Большой интерес к исследованию детской речи.
Н. К. Крупская (1869-1936гг) считала речь основой умственного воспитания, предлагала больше читать художественной литературы.
Е. И. Тихеева (1867-1944гг) Создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Будучи профессором института, первая приняла теорию «Развития речи» к дошкольному возрасту.
Е. А. Флёрина (1889-1925гг) обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития.
|
|
Разработка содержания и методики речевого развития детей продолжалась и в годы Отечественной войны. В центре стояли вопросы патриотического воспитания средствами родного языка, устного народного творчества.
А. П. Усова процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.
Л. П. Пеньевская занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.
Е. Е. Радина обучение детей правильному произношению звуков.
Р. И. Жуковская чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.
В конце 50-х годов активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.
в 90-е гг. В центре внимания дошкольных работников оказалась проблема форм обучения родной речи.
К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи