Задачи и методика развития речи дошкольников на лексическом уровне в разных возрастных группах

Задачи:

1) Обогащение словаря – даём новые слова. ознак. с окр., чтение худ. литературы;

2) Закрепление и уточнение словаря – даём уточн. значение слова;

3) Активизация словаря – стараемся, чтобы реб-к это слово употребил в речи;

4)Устранение нелитературных слов – ненорм. лексика, устар. слова – устранять.

Все 4 задачи взаимосвязаны, решаются только в комплексе и на практическом уравне.

Методики:

Мл.д/в: Накопление слов, активизация разных частей речи (сущ, глаголы, прилагательные)- прогулки, осмотры помещения, занятия по ознакомл-ю с предметным миром, занятия с образными игрушками, дидактические игры, рассматривание картин, чтение худ.лит-ры.

Средн.д/в: Правильное понимание слов, их употребление, расширение активного словаря – Экскурсии, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, сравнение, вопросы, указания, беседы по игрушкам, их описание и загадывание загадок, дидактические игры, драматизация и инсценировки, словарные упражнения

Стар.д/в: Обогащение и уточнение словаря, работа над смысловой стороной слова, усвоение выразительных средств языка – занятия по сравнению предметов, по формированию родовых понятий, описание и рассказывание по картинам, объяснение значения слов, работа над синонимами и многозначными словами.

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.

Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Показ картин с малознакомым содержанием: картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Чтобы новое слово было усвоено, оно должно быть употреблено не менее 6-7 раз в день. Важно создавать речевые ситуации, в которых ребенок будет вынужден это слово употребить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: