Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка. «Трактата об ощущениях» (1754) - показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. Таким образом, все деятельности души суть измененные ощущения, их превращения.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 — 1751) защищал естественно-научный подход к проблеме человека и его психике. Нет души как особой субстанции: сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства (активность, чувствительность, мышление). Животные, по Ламетри, имеют способность чувствовать. В трактате «Человек — машина» Ламетри развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации и заключает: «Человека можно считать весьма просвещенной машиной!».

Предметом исследований Клода Адриана Гельвеция (1715—1771) является проблема — откуда берется неравенство умов? Зависит ли оно от различий в организации, т. е. от природы, или только от воспитания? Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т. е. с памятью. Опираясь на Кондильяка, отрицая вместе с ним внутренний опыт Локка, Гельвеций показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции, сравнение, суждение, сводятся к ощущению. страсти являются, по Гельвецию, источником умственной активности. Страсть — это продукт воспитания.

Дени Дидро (1713— 1784) в полемике с Гельвецием высказал ряд материалистических диалектических идей в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей. Он дал трактовку способностей, в которой отошел от позиции Гельвеция и признал их врожденность. Он подверг резкой критике сенсуализм Гельвеция, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

В центре внимания Жан-Жака Руссо (1712— 1778), писателя, мыслителя, философа — проблема человека. Руссо — автор интересной системы воспитания, которую он изложил в романах-трактатах «Эмиль, или о воспитании» и «Новая Элоиза». Эта система и представления о психическом развитии ребенка получили высокую оценку в науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: