Термин "гражданское общество" употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком смысле связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитая демократия; 3. правовая защищённость граждан; 4. определённый уровень гражданской культуры; 5. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; 6. самоуправление; 7. конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 8. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм. Сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства: 1. осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную; 2. создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти; 3. функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам. «Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе» (Истон). «Союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Гос-во превалирует над гражданским обществом» (Гоббс). «Общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой гос-во имеет свои интересы» (Локк). «Общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в гос-во» (Монтескье). Цицерон (юридический подход к государству). Гражданское общество достойно отстаивает права и свободы в пользу государства.
13.Формы правления и формы государственного устройства. Формы территориального устройства государств. С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные. В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства – это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. С точки зрения степени концентрации властных полномочий на высших этажах государства выделяют централизованные и децентрализованные государства. В децентрализованных государственных образованиях в ряде случаев даже предусмотрена определенная автономизация отдельных областей и территорий, предполагающая наличие там собственных парламентов и исполнительных структур, обеспечивающих им несколько более высокий уровень представительства интересов. Однако такая самостоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не подрывает унитарные черты государств данного типа. Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных регионов, субъектов федерации, каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. Федерация создается для более оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфики различных общностей. Степень автономности субъектов федерации подчас весьма высока. Однако в любом случае субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства. Федерация – это не просто союз государств (регионов), а форма полного переустройства жизни субъектов, предполагающая их интеграцию, объединение в особое единое государство. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в данном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач. В конфедерации нет единого гражданства. Формы государственного правления. Монархии представляют собой такую форму государственного устройства, источником и высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Монархии бывают как абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства, так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм властвования действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных (прежде всего законодательных) органов власти. Последние, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями, и парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения. Республики означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. В свою очередь республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительными функциями. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве. При президентской республике (США) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчетное парламенту, обладает высшей распорядительной властью, важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Смешанная республика (суперпрезидентскую, президентско-парламентскую и полупрезидентскую).