Понятия правового государства и гражданского общества

Термин "гражданское общество" употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком смысле связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитая демократия; 3. правовая защищённость граждан; 4. определённый уровень гражданской культуры; 5. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; 6. самоуправление; 7. конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 8. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм. Сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства: 1. осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную; 2. создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти; 3. функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам. «Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе» (Истон). «Союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Гос-во превалирует над гражданским обществом» (Гоббс). «Общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой гос-во имеет свои интересы» (Локк). «Общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в гос-во» (Монтескье). Цицерон (юридический подход к государству). Гражданское общество достойно отстаивает права и свободы в пользу государства.

13.Формы правления и формы государственного устройства. Формы территориального устройства государств. С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитар­ные, федеративные и конфедеративные. В унитарном государстве все административные единицы не обла­дают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства – это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. С точки зрения степени кон­центрации властных полномочий на высших этажах государства вы­деляют централизованные и де­централизованные государства. В децентрализо­ванных государственных образованиях в ряде случаев даже предусмотрена определенная автономизация отдельных областей и территорий, предполагающая наличие там собственных парламентов и исполнительных структур, обеспечивающих им несколько более высокий уровень представительства интересов. Однако такая само­стоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не подры­вает унитарные черты государств данного типа. Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных регио­нов, субъектов федерации, каждое из которых обладает определен­ной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. Федерация создается для более оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфи­ки различных общностей. Степень автономности субъектов федерации подчас весьма высо­ка. Однако в любом случае субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства. Федерация – это не просто союз государств (регионов), а форма полного переустройства жизни субъектов, предполагающая их интеграцию, объеди­нение в особое единое государство. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных госу­дарств, которые временно передают часть своих полномочий для осу­ществления совместных целей (в области обороны, транспорта, свя­зи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в дан­ном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач. В конфедерации нет единого гражданства. Формы государственного правления. Монархии представляют со­бой такую форму государственного устройства, источником и высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не завися­щее от выбора населения. Монархии бывают как абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело при­надлежат единоличным главам государства, так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм властвования действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных (прежде всего законодательных) органов власти. Последние, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен в основном исполни­тельными и частично законодательными функциями, и парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея воз­можности существенно влиять на политические решения. Республики означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших ор­ганов государственной власти. В свою очередь республики разделяют­ся на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отно­шениями между исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия) президент является главой государства, но при этом обладает в ос­новном представительными функциями. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответ­ственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве. При президентской республике (США) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчетное парламенту, обладает высшей распорядительной влас­тью, важнейшими прерогативами в области руководства вооружен­ными силами, гражданской администрацией. Смешанная республика (суперпрезидентскую, президентско-парламентскую и полупрезидентскую).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: