Политическое развитие: понятие, подходы, концепции

Что может развиваться и изменяться в полит системе? Идеи, установки, идеологические различные полит идеологии (всё, что связано с мотивацией полит идеи), нормы (законы) и принципы полит общения по поводу властных отношений, избирательное законодательство, статусы и ранги (социальная мобильность), интересы по поводу ресурсов, организационные связи (полит коммуникация), факторы связанные с внешней средой. Меняется технология власти. Политическое развитие – многомерный процесс взаимодействия различных политических сил, в ходе которого происходит изменение политического поведения субъектов, политической культуры и самой политической системы. Политическое развитие (Мельвиль) - вся совокупность развертывающихся в данном обществе процессов, которые определяют перемены внутри его политической системы или же ее замещением другой, как правило, в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляемыми требованиями. Закономерности политического развития отражают устойчивые взаимоотношения между соц.группами и практическую деятельность актов в полит. сфере. Они проявляются как тенденции, результирующие сочетание либо конфликт различных интересов, что и обусловливает характер основанных на них действий. Подходы: 1.Подход социального контекста (контекстуальный)влияние на полит. систему со стороны внешней среды (Федоркин). Первый подход связан с идеей 'первичной' роли 'социального контекста', 'внешней среды', то есть социально-экономической, социокультурной и прочей обусловленности всех развертывающихся политико-институциональных изменений. В силу этого положения не может быть никаких серьезных политических перемен, например, без определенного изменения в уровне и темпах экономического развития. Марксистская парадигма политических изменений исходит из идеи их детерминации экономическим базисом общества (прежде всего, производственными отношениями) при относительной самостоятельности и активной роли политической надстройки (государства и т. д.). Внеэкономические, духовные и культурные факторы в силу этого играют 'вторичную', подчиненную роль. 2.Институциональный. Второй, подход к анализу природы и механизма детерминации политических изменений переводит акценты с их 'внешней среды' на 'внутреннюю' структуру политической жизни и государственных институтов (С. Хантингтон, Т. Скокпол, Д. Марч и др.). Одна из наиболее серьезных попыток объяснения природы политических изменений при помощи анализа их институциональных механизмов была предпринята в известном исследовании С. Хантингтона 'Политический порядок в изменяющихся обществах' (1968). Политические институты здесь представляют собой форму морального консенсуса, организованного согласования интересов и соединения на этой базе линий поведения различных социальных акторов, соотношение сил между которыми постоянно меняется. Возможны самые разные колебания внешней, социальной среды, экономические кризисы и общественные волнения, но все зависит от эффективности и адаптивной реакции институциональных механизмов, их силы и способности управлять страной, поддерживать в ней стабильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: