Специфика переходных процессов и политических изменений в Российской Федерации (36 вопрос)

Важное подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выра­жают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации влас­ти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических от­ношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах от­сутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств органи­зации власти, исключающих возможность качественной идентифи­кации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалан­сированности политической активности основных субъектов в поли­тическом пространстве. В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял «незапад­ный» тип политического процесса, относя к его особенностям склон­ность политических партий претендовать на выражение мировоззре­ния и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и инсти­тутов, наличие резких различий в политических ориентациях поко­лений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений, и т.д.. Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного периода. Все основные моменты этой системы – гocyдарственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества – еще не сформировались. И пока неясно, каков будет характер, формы всех элементов. Также неясно, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом. В настоящий момент как по характеру, так и по форме ситуация развивается в пользу либерально-демократической политической системы. Однако в ближайшем будущем ее развитие вполне может приобрести другой характер – социал-демократический. Если говорить об административном устройстве, то Россия может сформироваться либо как подлинная федерация, либо как конфедерация. Если говорить о партийной системе, то, скорее всего, в России сложится многопартийная система, а не двухпартийная, к чему были направлены усилия властей в прошлые годы. Политической системе современной России присущи некоторые особенности. В институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Другая особенность – низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Все это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на: существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения. Что же касается России, то в 1990-е годы она прошла довольно длинный путь от однопартийной системы «партии-государства» через ряд попыток создания двухпартийной системы, и в итоге на сегодня мы имеем партийную систему, приближающуюся, по классификации Дж. Сартори, к системе умеренного плюрализма, что связано во многом с введением барьера на выборах. В России основы формирования многопартийности были заложены III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. и опирались на богатый исторический опыт начала ХХ века. В действующей Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13 п.3), что создает условия для постоянного развития и совершенствования партийной системы.

41.Понятие, функции и основные концептуальные подходы к исследованию политических идеологий. Политико-идеологическая доктрина - учение, научная или философская теория, система взглядов, руководящая политическая программа. Понятие «политическая идеология» шире, чем понятие «политическое сознание». Политическаяидеология определяет политическое сознание. Политическая идео­логия — это систематическая совокупность взглядов, отражающая потребности и интересы социальных групп общества и обосновывающая политические действия, определённое политическое поведение, направленное на реализацию политических интересов.Термин ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.В его представлении идеология — особая, ценностно-нейт­ральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и проис­хождение идей, взглядов и представлении людей. Основопо­ложник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Для Маркса идеология — прежде всего, безусловно, «ложное сознание», т.е. извращенное и искаженное представление о действительности. Это глав­ная отправная точка в его понимании идеологии. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Американский политолог Мартин Сэлиджер верно подмечает такую особенность функционирования идеологии ее «асимметричность»: одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в составразных идеологий, они могут выдвигаться разными политическими сила­ми и обслуживать их интересы, выполняя, таким образом, неодинаковые социальные функции («Идеология и политика», 1976). Другая важнейшая черта идеологии — ее связь с поли­тикой. Известный американский политолог Карл Фридрих (1901 - 1984) подчеркивал то, что «идеологии неразрывно связаны с политичес­ким процессом, ибо без идеи не бывает никаких политических действий». В. Парето рассматривал общественные (политические) идеологии как интеллектуальные системы, которые являются «языками чувств» и лишь оформляют побудительные мотивы человеческого поведения. Функции политической идеологии: 1) ориентационная, выражается в том, что, вклю­чая основополагающие представления об обществе, социаль­ном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности; 2) мобилизационная, предлагая идеалы более совер­шенного общества, политические идеологии выступают в качест­ве непосредственных мотивов политической деятельности и мо­билизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративная, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой инди­видуальный или групповой интерес.; 4) амортизационная, политические идеологии служат ослаблению социальной на­пряженности в ситуации, когда возникает несоответствие ме­жду потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; 5) функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возни­кают на базе интересов какой-либо социальной группы и при­званы противопоставить их интересам других групп. Концепция политической идеологии предполагает рациональное поведение человека как субъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в науке существует направление, исходящее из иррациональности индивидуального и общественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровне индивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – это некий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийся помимо воли государственных деятелей. Опираясь на общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение в рамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственных деятелей. Концепция иррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.

Уровни функционирования идеологии: теоретико-концептуальный, на котором формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности и идеалы опреде­ленного класса; программно-политический, на котором социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя нор­мативную основу для принятия управленческих решений; актуализированный, который характеризует степень освое­ния гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: