Социологические технологии в социальной работе

Социология и социальная работа изучают социальных контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Однако социальная работа направлена на конкретный практический результат (на помощь группе или отдельному клиенту).

Можно выделить основные направления влияния социологии на социальную работу:

а) использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности учреждений социальной работы;

б) применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников; в) анализ самой социальной работы

Основу социального обслуживания, исследования конкретной проблемной ситуации клиента должна составлять такая социологическая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы.

Для быстроты и эффективности реализации требуемой помощи, необходимо создание банка данных, включающих следующие параметры:

a) клиент: социальное положение, возраст, образование, пол; материальное положение; этническая принадлежность; конфессиональная ориентация; поселенческая характеристика; семейное положение; занятость; медицинская характеристика; основные причины обращения в социальную службу; социальная характеристика по принадлежности к группам; добровольность/недобровольность обращения в социальную службу; содержание работы с клиентом; длительность работы с клиентом; результаты работы и т.д.;

б) социальный работник: возраст, пол; уровень и специализация образования; основное образование; этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика; семейное положение; отрасль, в которой работал ранее; стаж работы в социальной сфере; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности работы; готовность (включенность) в нововведения, инновационную деятельность; преимущественная ориентация – на научные разработки и самостоятельное творчество или на исполнительские функции; фактор, который оказал влияние на выбор профессии; самоощущение профессионально-психологического комфорта; предпочтение вида клиента и др.;

в) социальные службы, оказывающие услуги в данной сфере: название; адрес, телефон; год образования; статус (государственная, общественная, муниципальная, коммерческая); основные проблемы, которые решает учреждение; тип клиентов; количество обслуживаемого населения; основные результаты деятельности; штат сотрудников; используемые методы и технологии и т.д.

Социологический мониторинг всех компонентов социальной работы обеспечит ее надежность, способность к саморазвитию и эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: