Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Организационная структура предприятия включает:
- формальную схему распределения полномочий;
- систему управления.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Вертикальные связи – это связи подчинения, необходимость в которых возникает при иерархичности управления..
Горизонтальные связи носят характер согласования и часто являются одноуровневыми. Проблемными зонами являются потеря контроля, сложность в измерении (например, прибыли).
Рассмотрим основные виды организационных структур .
Концепция иерархической структуры управления была сформулирована М. Вебером и содержала следующие положения:
|
|
- разделение труда, следствием которого является необходимость в квалифицированных специалистах по каждой должности;
- иерархичность управления;
- наличие формальных правил и норм;
- дух формальной обезличенности;
- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Иерархический тип структуры имеет много разновидностей. Самыми распространенными являются линейно-функциональная, линейно-штабная и дивизиональная структуры управления.
Органический тип структур характеризуется индивидуальной ответственностью работника за общий результат. Отсутствует необходимость в детальном разделении труда: отношения диктуются характером решаемой проблемы. Структурам присуща способность адаптироваться. Как правило, структуры формируются на временной основе. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые формы управления.
Выбор организационной структуры зависит от ряда факторов:
- географическое размещение организации;
- влияние технологии;
- отношение менеджеров;
- расположение и отношение к работе;
- динамизм внешней среды;
- соответствие стратегии.
Формирования организационной структуры проходит несколько этапов
Рис. 14.4. Формирование организационной структуры