Понятие, экономическая сущность и основные показатели рыночной власти

Под понятием рыночной власти понимается способность фирмы (или групп фирм) повысить цену и поддерживать ее на том же уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией. Применение рыночной (монопольной) власти приводит к уменьшению объема продукции и снижению экономического благосостояния общества.

 

Определить уровень рыночной власти фирмы достаточно сложно, несмотря на то что существует целый набор способов ее определения. Наиболее приемлемым методом определения рыночной власти является вычисление индекса Лерпера (вычисление разницы между ценой и предельными затратами). В связи с тем что предельные затраты не всегда можно измерить, при расчете применяются средние переменные затраты.

 

Антимонопольная политика каждого государства имеет своей целью создание условий для развития конкуренции.

 

Конкуренция — это рыночная ситуация, при которой фирмы и продавцы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения хозяйственной цели (получение повышенной прибыли или увеличение собственной доли рынка).

 

Наиболее распространенным в рыночной экономике является понятие совершенной конкуренции.

 

Совершенная конкуренция определяется обязательным наличием четырех основных условий:

 

1) присутствие большого числа покупателей и продавцов, когда ни один из них, действуя в одиночку, не в состоянии повлиять на рыночные цены;

 

2) отсутствие преграды к выходу на рынок и уходу с него;

 

3) все субъекты хозяйствования, действующие на рынке, имеют свободный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений;

 

продукция однородная.

рыночная власть фирмы — это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь крайняя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.

 

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия реше­ний и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их развития и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

 

 

Понятие барьеров входа-выхода, их виды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: