Концентрация достигается за счет следующих факторов:
- повышения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применения более совершенного оборудования с более высокой производительностью труда;
- одновременного повышения оборудования в количественном и качественном соотношении;
- развития взаимосвязанных производств. Показатели концентрации делятся на две группы:
1. Абсолютные - характеризуют размеры производства отдельных организаций: объем годового выпуска продукции, среднесписочную численность, среднегодовую стоимость основных фондов, потребление материалов, электроэнергии и т. д.
2. Относительные - характеризуются распределением общего объема производства в отрасли между организациями различного размера: удельный вес организации в выполнении продукции по отраслям, доля на рынке продаж и т. д.
Возможность концентрации производства существенно зависит от отраслевых особенностей организации:
1. В добывающей промышленности большое влияние оказывают природные условия и объемы потребления полезных ископаемых. Исходя из объема месторождения, сроков службы сооружений, объемов потребления определяются объемы добычи сырья, а также размер организации.
|
|
2. В обрабатываемой с непрерывным процессом производства промышленности (металлургия, производство некоторых видов строительных материалов) - объем выпуска определяется единичными мощностями отдельных агрегатов.
3. В обрабатываемой с дискретным производством (машиностроение, деревообработка) - определяется исходя из рационального набора различных станков и оборудования.
Рыночная концентрация в отрасли: понятия и способы измерения.
Рыночная структура - внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка.
Индекс концентрации рынка (CR) - измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке