Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов находящихся в распоряжении предприятия.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Полную себестоимость определяют в отношении единицы продукции и всего выпуска товарной продукции.
|
|
6. Классификация предприятия по типу и характеру деятельности.
Разнообразие предприятий по условиям функционирования, характеру производства, специфике продукта и др. необходимость классификации предприятий.
Наиболее простой является отраслевая принадлежность предприятия, т.е. предприятие прежде всего подразделяется по признаку отнесения к одной из двух сфер (или производственная, или непроизводственная).
Далее происходит деление по крупным секторам: транспортная, промышленная, с/ х и.т.д.
Затем конкретизируется место данного предприятия в общей экономической системе. Т.о., говоря о предприятии, прежде всего оценивают его отраслевую характеристику как основную видовую черту, из этого следует, что важнейшей составной частью стратегии предприятия является изучение и разработка основных направлений развития продукта, а остальные являются следствием.
7. Понятие ПМ
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции при данных организационно-технических условий. Производственная мощность предприятия определяется как максимально возможный объем производства продукции на определенном оборудовании в определенном периоде.
ПМ = М * Т * Нп * К р.о. [натуральные показатели]
М – количество установленного оборудования (машин)
Т – время (количество часов работы). Режимный фонд времени [ч]
Нп – норма производительности оборудования.
Баланс производственных мощностей – спец. баланс, котор. посредством системы показателей хар-ет динамику ПМ в зависимости от условий их воспроизводства и степени использования прежде всего их активной части.
|
|
М2=М1+Мот+Мтп±Мна-Мв
Где М2 — ПМ на конец планируемого периода (выходная мощность); М1 — то же на начало периода (входная);
Мот — прирост ПМ в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий; Мтп — прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;
Мна — прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции; Мв — уменьшение ПМ, вызванное выбытием основных производственных фондов.
Входная/выходная ПМ предприятия— это мощность на начало/конец соответствующего планового периода. Мвых=М1+Мввед*n/12 – Mвыб*m/12
Среднегодовая мощность — это мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей. Мс=М1+М2/2
Номинальная максимальная ПМ — это технически достижимая мощность, которая часто соответствует установленной мощности, гарантируемой поставщиком производственного оборудования
Для определения, какие резервы имеются на предприятии, существует коэффициент использования ПМ (он может быть плановым или фактическим)
Ки=Q/Мс, где Q — объем производства за период; Мс— средняя мощность за период.
8. Опред. Потреб-ти в Об.С. в производ запасах
Каждому предприятию важно знать каким количеством оборотных средств оно должно располагать для обеспечения нормальной деятельности.
Определение потребности в оборотных средствах определяется в процессе нормирования – т.е. определение нормативов Об. с.
Цель нормирования: определение рационального размера Об. с., вовлекаемых в сферу производства и обращение на определённый срок.
Об. с. должны быть min – но необходимое количество, т.к. при их излишке ден. средства оказываются связанными, а при недостатке «замедляется» переход из 1 стадии в другую.
Норма запаса Об.с. – это относительная величина соответствующая объёму запаса каждого элемента Об. с. и установленная обычно в днях запаса.
Что касается нормы запаса дня, то она реально складывается из нескольких частей и учитывает требование Об. с. следующих видов запасов:
- текущем;- транспортном;- технологическом;- подготовительном;- страховом.
Текущий – это основной вид запаса, осуществляемый между очередными 2-мя поставками.
Основными факторами является учёт периодичности запасов сырья.
Обычно норма текущего запаса дня соответствует тому объёму сырья, который составляет примерно половину её maх размера в момент поступления партии сырья.
Страховой – создаётся на случай непредвиденных обстоятельств. Обычно он принимается в размере 50 % от текущего запаса, но в реальности гораздо меньше – 6 дней.
Транспортный – создаётся в случае превышения сроков грузооборота по сравнению со сроком договора. Характерен для предприятий, удалённых от поставщиков на большие расстояния. Обычно принимается в размере половины страхового запаса – 3 дня.
Технологический – создаётся, когда данный вид сырья нуждается в предварительной подготовке, т.е. в выдержке для продажи.
Подготовительный – связан с необходимостью приёмки, разгрузки, складирования.
9. Классификация предприятий по размеру.
Одной из важнейших характеристик предприятия является его размер.
По методологии, принятой в нашей стране, критерием размера является численность работников. Данный показатель не является идеальным, т.к. неадекватен современным инновационным производствам, который не отражает уровень автоматизации.
В соответствии с методикой ГОМКОССТАТа к категориям:
1. В с/х и научно-технической сфере до 60 чел.
2. В оптовой торговле до 50 чел.
3. В розничной торговле и бытовом обслуживании до 30 чел.
|
|
4. В других отраслях и при осуществлении других видов деятельности до 50 чел.
Такое отнесение предприятий к категориям имело бы смысл в тот период, когда малые предприятия имели существенные льготы, установленные законодательством.
Эти льготы касались, прежде всего, 3-х важных моментов:
1. Налогообложение прибыли;
2. Возможности ускоренной амортизации;
3. Кредитование на льготных условиях.
Кроме отнесения к категории малых в экономической науке и практике применяются и другие количественные оценки предприятия:
- микро предприятия до 15 чел.
- мелкие до 100 чел.
- средние от 100 до 200 чел.
- крупные свыше 200 чел.
10. Классификация по принадлежности капитала и форме собственности.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют 3 вида:
1. национальные (Российские);
2. иностранные
3. смешанные.
К странам в экономике которых иностранный капитал занимает наибольший удельный вес относят Ирландию и Венгрию (около 80%).
В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности.
Выделяют следующие виды собственности предприятия:
1. Государственная:
Федеральная;
Субъектов федерации.
2. Муниципальная – это предприятия местных органов власти.
3. Частная.
4. Собственность общественных организаций: (профсоюзов, благотворительных организаций, политических движений, общественных движений, религиозных обществ).
5. Смешанная собственность Российских собственников.
В ГКРФ часть 1 определено право граждан физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента регистрации его в этом качестве; а там же зарегистрировано право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами.
11. Объединения предприятий.
Крупному бизнесу свойственны формы организации в основе которого положены определения предприятий совокупности структур (ассоциативные формы). Наиболее распространены в развитых странах и представлены в Российской экономике следующие формы:
|
|
- корпорации;- хозяйственные ассоциации;- концерн;- холдинговая компания;
- консорциум;- картель;- синдикат;- ФПГ.
Корпорация – это АО объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения общей цели или защиты привилегий.
Хозяйственные ассоциации – это договорные объединения предприятий и организаций которые создаются.
Концерн – это форма договорных крупных объединений (обычно монопольного типа).
Холдинговая компания – это объединение предприятий основным принципом, которого является то, что они обладают контролем над другими компонентами за счёт ведения их акций.
Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа
Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность.
Синдика́т (англ. syndicate) — группа финансовых институтов, сформированная для осуществления определённой сделки — предоставление кредита, размещение облигационного займа.
ФПГ – характерными чертами являются интеракция всех субъектов в ФПГ, кот. происходит не только через объединения финансов и ресурсов и капиталов, но и путём проведения единой управленческой, технической и ценовой политики.
13. Опред. Потреб-ти в Об.С. в остатках ГП.
Нормирование Об. с. в остатках готовой продукции на складе предприятия.
При определении потребности в Об. с. необходимо учесть, что предприятию для реализации продукции следует учитывать несколько видов ресурсов времени:
1. на формирование партии нужного объёма и ассортимента;
2. на упаковку и транспортировку продукции потребителю;
3. на отгрузку продукции, если её осуществляет изготовитель до станции отправления;
4. на оформление расчётных документов.
Нгп = С * Д / Дк [тыс. руб.]
С – полная себестоимость
Д – число дней
Путём суммирования частных нормативов Об. с. в производственных запасах, НЗП, расходах будущих периодов и готовой продукции на складе предприятия, получаем общий совокупный норматив Об. с., который и определяет потребность (сколько надо) в Об. с. для нормальной бесперебойной работы предприятия.