Мусульманская, Индусская, Скандинавская и Южно-американская правовые семьи

Происхождение мусульманской правовой системы

Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Позднее те нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений. После смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники — “праведные” халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же “молчания” Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Источники мусульманского права.

Первым по значению является Коран — священная книга мусульман. Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право или на общее право и право справедливости. Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Латиноамериканское право

Латиноамериканское право имеет построение по европейским образцам: кодексы, аналогичную систему права, абстрактных характер юридических норм, что приближает его к романо-германской семье. Причина этого колонизация. Особенностью латиноамериканского права является особое внимание конституции стран данного региона к институту судебного контроля за конституционностью законов.

Скандинавское право — исторически развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. Скандинавское право не имеет ярких признаков общего права: правила прецедента, особой роли процессуального права. Источниками права являются Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 году, а также свод законов Шведского государства 1734 г., что создало две ветви скандинавского права — датскую и шведскую. Кодифицированное законодательство в нём существует, но в Норвегии, Дании и Швеции большое значение имеет судебная практика.

Индусское право

Главная особенность индусского права — тесное сплетение с религией. Оно не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма — синкретичной традиционной системы, охватывающей религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определять образ жизни, общественный порядок, социальную организацию или структуру.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий — созданы во втором тысячелетии до нашей эры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: