Государственным органам и органам местного самоуправления

 

1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;

2) должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам и органам ставшую им известной в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей указанную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В противном случае они будут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.13 Закона о коммерческой тайне).

Информацию, составляющую коммерческую тайну, необходимо отличать от информации, составляющей служебную тайну. И та, и другая относятся к видам конфиденциальной информации, то есть к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с действующим законодательством. Отличие между ними состоит в следующем.

Информация, составляющая коммерческую тайну, относится к предпринимательской деятельности и определяется только лицами, осуществляющими эту деятельность.

Информация, составляющая служебную тайну, к предпринимательской деятельности не относится. Она определяется действующим законодательством и основанными на нем нормативными правовыми актами (сведения об уплаченных налогах конкретными лицами, о движении денежных средств по счетам физических и юридических лиц, о ходе расследования преступления и др.). Видами служебной тайны являются налоговая, банковская, адвокатская, врачебная, страховая тайна, тайна следствия, судопроизводства и другие профессиональные тайны.

 

Ответственность за нарушение Закона о коммерческой тайне

Нарушение требований Закона о коммерческой тайне влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таблица мер ответственности

 

Нарушения Санкции
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну контрагентами по договору   Возмещение убытков, возникших у стороны договора
Умышленное или неосторожное разглашение работником информации, составляющей коммерческую тайну, к которой он имел доступ в силу исполнения трудовых обязанностей, при отсутствии в действиях такого работника состава преступления Возмещение убытков, возникших у работодателя как обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Дисциплинарная ответственность (п.2 ст.14 Закона о коммерческой тайне)
Разглашение или незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей (к указанной ответственности можно привлечь органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну) Возмещение убытков, возникших у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (п.3 ст.14 Закона о коммерческой тайне)
Разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (к указанной ответственности можно привлечь должностных лиц, а также служащих государственных и муниципальных органов, если разглашение информации не влечет уголовную ответственность) Возмещение убытков, возникших у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.     Наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; - на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей (ст.13.14 КоАП).
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (к указанной ответственности можно привлечь обладателя информации, составляющей коммерческую тайну)   Наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 100 до 300 рублей; - на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; - на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей (ст.19.7 КоАП)
Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих ком­мерческую тайну (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом)   Возмещение убытков, возникших у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Наложение штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести меся­цев либо лишением свободы на срок до двух лет (п.1 ст.183 УК)
Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе   Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности   Деяния, повлекшие тяжкие последствия   Возмещение убытков, возникших у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Наложение штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет(п.2 ст.183 УК)     Наложение штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере зара­ботной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет(п.3 ст.183 УК)   Лишение свободы на срок до десяти лет (п.4 ст.183 УК).

 

 

Следует иметь в виду следующее. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, но при этом не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к какой-либо ответственности. Вместе с тем по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, такое лицо, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав, в том числе и возмещения причиненных ему убытков.

 

9.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Что такое конкуренция?

2. Как государство поддерживает конкуренцию?

3. Что понимается под монополистической деятельностью?

4. Какие действия относятся к монополистической деятельности?

5. Что понимается под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке?

6. Что понимается под соглашениями (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов, ограни­чивающими конкуренцию?

7. Что понимается под доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке?

8. Что понимается под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке?

9. Какие действия относятся к злоупотреблению хозяйствующим субъектом на рынке?

10. Какие соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограни­чивают конкуренцию?

11. Что такое монополия?

12. Что такое временная монополия?

13. Что такое государственная монополия?

14. Что такое естественная монополия?

15. В каких сферах государство регулирует деятельность естественных монополий?

16. Какими методами государство регулирует деятельность естественных монополий?

17. В чем состоит суть антимонопольного контроля государства за концентрацией капитала?

18. Как осуществляется государственный контроль за созданием и реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций?

19. Как осуществляется государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций

20. В каких случаях применяется принудительное разделение (выделение) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность?

21. Что понимается под недобросовестной конкуренцией?

22. Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции?

23. Какова ответственность за нарушение антимонопольного законодательства?

24. Что понимается под коммерческой тайной?

25. Что понимается под информацией, составляющей коммерческую тайну?

26. Какие меры может принять обладатель информации, составляющей коммерческую тайну для ее охраны?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1

Муниципальное унитарное предприятие (Предприятие) имеет на праве хозяйственного ведения здание, которое по договору аренды сдано ООО в аренду сроком на 49 лет.

В настоящее время собственник имущества Предприятия – муниципальное образование настоятельно предлагает директору Предприятия проявить "инициативу" в одностороннем расторжении договора аренды по той причине, что аренда не приносит необходимой прибыли.

Может ли Предприятие в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды здания?

Как изменится ситуация, если Предприятие будет ликвидировано?

Задача 2

ООО «Роса» (комитент) обратилось в арбитражный суд с иском об оспаривании права собственности ЗАО «Лунный свет» (покупателя) на нежилое помещение.

Между ООО «Роса» (комитентом) и индивидуальным предпринимателем Смирновым С.С. (комиссионером) был заключен договор комиссии, согласно которому комиссионер обязался заключить сделку по реализации нежилого помещения. Во исполнение договора комиссии предприниматель заключил договор купли-продажи с ответчиком - ЗАО «Лунный свет», после чего комиссионер и покупатель обратились в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности покупателя на нежилое помещение, приложив к заявлению договоры комиссии и купли-продажи, а также иные необходимые документы. Регистрация перехода права состоялась на основании представленных ими документов в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Истец полагал, что комиссионер нарушил его интересы, продав имущество по цене, ниже той, которая сложилась на рынке к моменту совершения сделки купли-продажи. Кроме того, в результате заключения договора комиссии комиссионер не стал правообладателем и, следовательно, не мог от своего имени давать учреждению юстиции по регистрации права распоряжение о перерегистрации права собственности комитента на нового приобретателя.

Как должно быть решено дело?

Задача 3

ОАО «Красноярская ГЭС» совершило сделку по передаче 51% своих акций в уставный капитал ОАО «Красноярскэнерго». Указанная сделка произведена в соответствии с планом приватизации государственного предприятия «Красноярская ГЭС», утвержденным постановлением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом, и планом приватизации производственного объединения «Красноярскэнерго», утвержденным постановлением того же комитета.

Прокурор Красноярского края усмотрел, что указанная сделка не соответствует законодательным актам о приватизации объектов топливно-энергетического комплекса и Государственной программе приватизации. Кроме того, согласительные процедуры по вопросу приватизации и акционированию объектов топливно-энергетического комплекса не проведены в соответствии с указаниями, содержащимися в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.09.93 г. N 15-П.

Может ли сделка быть признана ничтожной по ст. 168 ГК?

Задача 4.

ОАО «КрАЗ» передало в уставный капитал ООО «Модуль» общежитие, которое ранее было передано ему во исполнение плана приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества России.

Как установлено, приватизация общежития была произведена ОАО «КрАЗ» с нарушением Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.92 года.

Какие действия и в каком порядке должны быть произведены для восстановления законности?

Задача 5

Налоговым органом в результате проверки двух маршрутных такси "Газель", принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Спейсстайл", выявлены факты неприменения водителями общества, осуществляющими перевозку пассажиров, при получении оплаты за проезд контрольно-кассовой техники, о чем были составлены соответствующие акты. Водители общества выдавали пассажирам рулонные контрольные билеты, содержащие следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета; наименование организации, выдавшей бланк; вид транспортного средства, на котором оказывалась услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.

Постановлением налоговой инспекции, вынесенным на основании протоколов об административных правонарушениях, общество за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением при оказании услуг перевозки пассажиров в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Относится ли общество к категории лиц, которым законом предоставлено право ведения наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи пассажирам бланков строгой отчетности? Какое решение вынесет суд?

Задача 6

Инспекцией ФНС РФ проведена проверка соблюдения ЗАО "Сфинкс" Закона РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установлен факт пробития продавцом чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем - 1 руб. вместо 20 руб., уплаченной за проданный товар, о чем составлены акт и протокол об административном правонарушении.

Постановлением налогового органа Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде, ссылаясь на ошибку со стороны продавца.

Является ли неприменением контрольно-кассовых машин пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем? Является ли неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работника обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ?

Задача 7

Инспекцией ФНС в ходе проведения проверки в ювелирном отделе магазина "Гранд", принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "Гранд", установлено применение контрольно-кассовой машины, срок эксплуатации которой, согласно Классификатору основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, истек.

По мнению инспекции, применение контрольно-кассовой техники с истекшим сроком амортизации и исключенной из Государственного реестра является нарушением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В ходе проверки составлены акт и протокол. Инспекцией обществу направлено требование о снятии контрольно-кассовой машины с государственного учета.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб. Данное постановление вынесено спустя 10 дней после направления требования о снятии контрольно-кассовой машины с учета,

Правомерно ли привлечение общества к административной ответственности? (При решении задачи обратите особое внимание на дату направления требования о снятии контрольно-кассовой машины с учета).

Задача 8

000 «Мир» заключило с ОАО "Премьер" договор, по которому ОАО обязано было ежеквартально предоставлять 000 информацию по маркетингу канцелярских товаров на рынке Санкт-Петербурга. Информация должна была предоставляться на электронном носителе — электронной почтой. При поступлении средств на счет ОАО в налоговой инспекции возник вопрос о правовой природе заключенного договора. Налоговая инспекция полагала, что в данном случае ОАО получает вознаграждение за услуги, а ОАО утверждало, что у них с 000 «Мир» заключен договор подряда. Налоговая инспекция обратилась за консультацией к юристу.

Какое разъяснение должно быть дано? Чем отличается договор об оказании услуг от договора подряда?

Задача 9

Налоговая инспекция произвела проверку выполнения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в киоске, расположенном на рынке. При этом было установлено, что при продаже семечек индивидуальным предпринимателем на сумму 5 рублей контрольно-кассовая машина не применялась ввиду ее отсутствия.

Торговое место представляет собой специально оборудованное помещение для торговли непродовольственными товарами, имеющее металлические стены и ставни, а также прилавок в виде стола, на котором выставлены товары с ценниками для показа. В нерабочее время помещение закрывается на замок, что обеспечивает сохранность товара.

Вправе ли налоговая инспекция наложить штраф на владельца товара?

Задача 10

В ходе проверкисоблюдения требований Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговой инспекцией был установлен факт применения контрольно-кассового аппарата, исключенного из Государственного реестра. По вскрытому факту составлен акт, на основании которого было принято постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ст.14.5. КоАП.

На момент вынесения постановления контрольно-кассовый аппарат был заменен на аппарат, включенный в Государственный реестр. Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники. На этом основании общество посчитало правонарушение малозначительным и наложение штрафа не обоснованным.

Правомерно ли назначение штрафа? Можно ли считать допущенное правонарушение малозначительным?

 

Задача 11

ООО «Невод» подало заявление о приватизации облаков над водным объектом в целях их охраны от загрязнения.

Являются ли облака объектом приватизации? В чьей юрисдикции находится охрана облаков от загрязнения?

Задача 12

Тверской банк Сбербанка России обратился к конкурсному управляющему ОАО с заявлением об удовлетворении денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора. Банк просил выплатить сумму кредита, обеспеченного залогом имущества должника.

Как должен поступить конкурсный управляющий?

 

Литература:

Основные нормативные правовые акты:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-ФЗ от 14 ноября 2002 года.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ.

5. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ.

6. Федеральный Закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года.

7. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117-ФЗ от 23 июня 1999 года.

8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

9. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года.

10. Федеральный закон «О производственном кооперативе» от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ.

11. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ.

12. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.

13. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ.

14. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.

15. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

16. Федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

17. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 24 октября 2005 года).

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

19. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учебная литература:

1. Александрова К.И., Голованов Н.М., Мась Л.В. Предпринимательское право: Учебник.- СПб.: ГИОРД, 2008.

2. Беляков В.Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – СПб: изд-во СПб университета, 2003.

3. Гражданское право. Учебник. Ч.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. - М.: Прогресс, 2004.

4. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: Методические указания по изучению курса: Учебное пособие. – М.: Приор, 2003.

5. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2003.

6. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

7. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник/ Под. ред. В.Ф. Попондопуло, – М.: Юристъ, 2004.

8. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2004.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: