Тема 1. Структура и содержание системы производственного менеджмента

Rais A. Fatkhutdinov,

Professor, Doctor of Economics

 

PRODUCTION

MANAGEMENT

 

Moscow

P. А. Фатхутдинов

СЕРИЯ УЧЕБНИКОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

РЕКОМЕНДОВАНО

Министерством образования РФ

в качестве УЧЕБНИКА для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по экономическим специальностям и направлениям

 

Москва

ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез''

 

ББК 65.050.9(2)2 Ф27

Фатхутдинов Р. А.

Ф27 Производственный менеджмент:Учебник, 2-е изд.,– М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003. – 464 с.

Рецензенты:

кафедра "Государственного управления и менеджмента" Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор Русинов Ф. М.;

профессор Старобинский Э. Е.

В учебнике академика Академии проблем качества РФ, доктора экономических наук, профессора Фатхутдинова Раиса Ахметовича освещается система производственного менеджмента как система научных подходов и методов менеджмента, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации.конкурентоспособных решений. В учебнике рассматривается 14 научных подходов к менеджменту: системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный, нормативный, ситуационный, поведенческий и др. Структура учебника отличается системностью: в нем проблема как различие между желаемым и действительным состоянием объекта рассматривается одновременно с точки зрения качества и затрат, единства стадий жизненного цикла, интегрированности функций менеджмента. Большое внимание уделено повышению качества управленческого решения, стратегическому планированию, организации производства.

Для преподавателей, студентов, менеджеров, специалистов, инвесторов.

 


ISBN 5-87057-189-8

 

© Р. А. Фатхутдинов, 2000, 2003

© Л. А. Сивкова, 2003


Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается согласно законодательству без письменного разрешения авторов.

 

ЛР № 062201 от 16.03.98 Подписано в печать 03.12.02

Формат 60х84 1/16 Печать офсетная Бумага газетная

Печ. л. 29,0 Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-2500) Заказ 3986

ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез",

109180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 11/14

Отпечатано в производственно-издательском

комбинате ВИНИТИ,

140010, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, 403.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КНИГИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЖУРНАЛОМ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

предисловие 5

тема 1. структура И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8

1.1. Роль и место курса "Производственный менеджмент" в подготовке менеджеров и экономистов 9

1.2. Совокупность научных подходов к менеджменту 10

1.3. Структура системы производственного менеджмента 18

1.4. Содержание целевой подсистемы СПМ 19

1.5. Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ 24

1.6. Содержание управляемой подсистемы СПМ 31

1.7. Содержание управляющей подсистемы СПМ 32

1.8. Внешняя среда СПМ 32

Краткие выводы по теме 35

Контрольные вопросы по теме 36

тема 2. процесс ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 36

2.1. Классификация управленческих решений 36

2.2. Технология принятия управленческих решений 38

2.3. Параметры и условия достижения качества и эффективности управленческих решений 40

2.4. Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов организационно-экономических управленческих решений 42

2.5. Анализ управленческих решений 51

2.6. Прогнозирование управленческих решений 55

2.7. Экономическое обоснование управленческих решений 61

2.8. Методы управления в принятии и реализации решений 66

Краткие выводы по теме 76

Контрольные вопросы по теме 76

тема 3. Личность и коллектив В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 77

3.1. Принципы управления персоналом 77

3.2. Психологический портрет личности 81

3.3. Оценка деловых качеств менеджера 88

3.4. Основы формирования коллектива 91

3.5. Мотивация достижения целей 94

3.6. Стили руководства 96

3.7. Управление конфликтами и стрессами 98

3.8. Научная организация труда 100

Краткие выводы по теме 104

Контрольные вопросы по теме 104

тема 4. планирование ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 104

4.1. Принципы планирования 105

4.2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования 106

4.3. Формирование рыночной стратегии предприятия 112

4.4. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия 118

4.5. Содержание бизнес-плана предприятия 124

4.6. Нормирование ресурсов 126

Краткие выводы по теме 130

Контрольные вопросы по теме 131

тема 5. организация подготовки ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 131

5.1. Анализ факторов эффективности нововведений 131

5.2. Основы формирования технической и социальной политики предприятия 135

5.3. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 138

5.4. Организационно-технологическая подготовка производства 146

5.5. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства 149

Краткие выводы по теме 152

Контрольные вопросы по теме 152

тема 6. организация ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ 152

6.1. Характеристика производственного процесса 153

6.2. Типы производства 155

6.3. Принципы рациональной организации производственного процесса 156

6.4. Производственная структура предприятия и факторы ее развития 160

6.5. Организационная структура предприятия и факторы ее развития 163

6.6. Оперативное управление производством 169

Краткие выводы по теме 174

Контрольные вопросы по теме 174

тема 7. организация ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 175

7.1. Организация материально-технического обеспечения производства 175

7.2. Организация энергетического хозяйства 177

7.3. Организация инструментального хозяйства 180

7.4. Организация ремонтного хозяйства 181

7.5. Организация транспортного и складского хозяйства 183

7.6. Организация контроля качества и сертификации продукции 185

7.7. Организация и обслуживание рабочих мест 190

Краткие выводы по теме 193

Контрольные вопросы по теме 193

тема 8. реализация СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА 194

8.1. Функции и структура службы маркетинга предприятия 194

8.2. Сегментация рынка 196

8.3. Организация рекламы товара 200

8.4. Организация и стимулирование сбыта товара 204

Краткие выводы по теме 212

Контрольные вопросы по теме 212

ПриЛожения 213

1. Понятийный аппарат по производственному менеджменту 213

2. Психологические тесты для менеджера 235

3. Пословицы и поговорки, полезные менеджеру 242

4. Размышления, высказывания великих мыслителей, советы менеджерам Дейла Карнеги и др. 247

5. Примеры из практического опыта Ли Якокка и Акио Мориты 251

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 259

 

Предисловие

 

По уровню качества жизни Россия в настоящеевремя значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относятся приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников. В результате – низкий уровень качества и эффективности товаров (например, удельный вес конкурентоспособной продукции машиностроения Российской федерации на внешнем рынке в 1998 г. составлял около 1%), неэффективное использование природных ресурсов (в 2–3 раза хуже, чем в странах с развитыми рыночными отношениями), труда и капитала.

Низкий уровень управления всеми звеньями хозяйствования привел к значительному отставанию всех составляющих потенциала страны в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Качество во имя лучшей жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, макро и микросреды, национальной политики, международной интеграции, систем менеджмента на всех уровнях управления и др. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный период.

Для уточнения авторской позиции на предмет исследования раскроем некоторые понятия, являющиеся исходным моментом в определении структуры и содержания книги.

Рыночные отношения – это система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В условиях рыночных отношений невыгодно плохо работать. Рынок не терпит инициативных, но бестолковых менеджеров. Поэтому реализация программы три "3" (знания, здоровье, забота о ближнем) является главным фактором успеха.

Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Менеджмент – это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук.

Система менеджмента – это система научных подходов и методов менеджмента, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Конкурентоспособность – способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Может рассматриваться конкурентоспособность таких объектов, как нормативный акт, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, работник, фирма (предприятие, организация), выпускаемый товар, отрасль, регион, страна в целом.

Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, – первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция управления. Маркетинг определяет стратегию менеджмента, является его началом и компонентом. Во времени маркетинг подразделяется на стратегический и тактический.

В условиях рыночных отношений выбор технологий, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения определяет менеджер или инвестор. "Кто платит, тот и музыку заказывает". В этих условиях не существуют обязательные для всех стандарты или методы управления. Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения, тем меньше коммерческий риск инвестора.

Если при разработке управленческого решения менеджер и его команда не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства. "Будущее начинается сегодня". Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента – 1:10:100:1000, где "1" – экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; "10" – потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; "100" – потери на стадии производства (материализации) объекта; "1000" – потери в сфере потребления данных объектов.

В учебнике большое внимание уделено последнему этапу принятия управленческого решения – его экономическому обоснованию. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономических дисциплинах эти методы рассматриваются не с точки зрения обоснования решений по улучшению качества "входа", "процесса" или "выхода" системы, а с точки зрения эффективности вкладываемых инвестиций, без их привязки к системе менеджмента. Во-вторых, рассмотрение в одном учебнике всего комплекса работ по разработке, обоснованию и реализации управленческих решений обеспечит целостность и наглядность процесса принятия решений как для обучающихся, так и для практиков.

В имеющейся научной и учебной литературе по разработке управленческого решения подробно освещаются либо отдельные функции принятия решения – анализ, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование, либо технология процесса принятия решения. В предлагаемом читателю учебнике процесс разработки и реализации управленческого решения рассмотрен в рамках системы менеджмента.

Большое вниманиев работе уделено планированию, особенно стратегическому.

Актуальность планирования подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: "Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели".

В последние годы наблюдается тенденция сокращения периода (горизонта) стратегического планирования, т.к. сокращается длительность жизненного цикла большинства товаров. Например, в производстве вычислительной техники в США продолжительность их выпуска сократилась за последние 15 лет в среднем в 7 раз и составляет не более 12 месяцев. Поскольку фирмы новую стратегию разрабатывают под новую модель товара, то и стратегические планы могут обновляться (уточняться) очень часто (но не чаще, чем через год).

Логическую цепочку по формулированию и реализации планов можно представить в следующем виде: цель инвестора → идея для достижения цели → ниша на рынке → функции → объект →результат.

Исходя из сущности приведенных понятий, определим функции менеджера. Менеджер высокого класса должен:

1. Уметь ставить высокие цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным, красиво одеваться.

2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументировано доказывать устно и письменно свои идеи.

3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.

4. Знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.

5. Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределенности.

6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга, экономию ресурсов, достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Перечисленные функции свидетельствуют о высокой сложности работы менеджеров. Поэтому они являются организаторами и координаторами в достижении целей, руководят специалистами и рабочими. Например, компания "Боинг" перешла на пирамидальную структуру управления, состоящую из комплексных бригад по 5–15 специалистов и исполнителей, возглавляемых менеджерами. Сложность работы предопределяет высокую заработную плату (к примеру, Ли Якокка в 70-е годы получал примерно 1 млн. $ в год).

Научная новизна и практическая ценность работы, на взглядавтора, заключается в следующем:

· впервые в мировой практике разработана структура и определено содержание системы менеджмента, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем;

· понятие "менеджмент" рассматривается значительно шире общепринятого в литературе. Менеджеры должны заниматься не только организацией и мотивацией достижения целей, психологическими аспектами управления персоналом, но и знать основы техники, технологии, экономики, владеть методами маркетинга, анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, его планирования, знать методы разработки товара, организации его производства, сбыта и фирменного обслуживания. Менеджеру не обязательно самому заниматься всеми этими вопросами. Но он должен знать: Что делать? Почему делать? Для кого делать? Как делать? Кому делать? Когда делать? Он должен уметь организовывать работу и координировать ее выполнение;

· разработаны элементы воспроизводственного подхода к менеджменту, обоснована необходимость применения функционального и нормативного подходов;

· закон конкуренции рассмотрен как объективный закон неуклонного снижения удельной цены однородных объектов, процесс вымывания с рынка некачественных товаров;

· впервые к системе менеджмента применено 14 научных подходов, раскрывающих разные аспекты менеджмента и дополняющих друг друга, к ним относятся системный, комплексный, структурный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный подходы;

· закон экономии времени рассмотрен как закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу получаемого от него полезного эффекта;

· методы экономического обоснования управленческих решений впервые в теории и практике выбираются в зависимости от изменения качества "входа", "процесса", "выхода" системы;

· впервые разработана и обоснована проблемно-целевая организационная структура фирмы (предприятия, организации), отличающаяся формированием структуры и органов управления в соответствии с деревом целей фирмы и горизонтальной координацией связей маркетологом по конкретному товару;

· с применением системного и других подходовразработан понятийный аппарат по производственному менеджменту.

Книга написана на примере машиностроительного предприятия как наиболее сложной социально-экономической производственной системы. На базе сложного нетрудно сформулировать структуру и содержание системы менеджмента других фирм.

В книге сделана попытка охватить 0-й, 1-й и 2-й уровни обобщения (дерева целей, функций, показателей, компонентов структуры). Остальные уровни (3,4, 5-й) разрабатываются специалистами и рассматриваются в специальной литературе.

"Здание" системы менеджмента построено впервые. Отдельные его "кирпичики" взяты из многих работ (см. Список литературы). В связи с этим автор выражает сердечную благодарность всем, чьи идеи и разработки были использованы при написании книги.

В конце каждой темы приведены краткие выводы, отражающие новизну и авторскую позицию на изучаемый предмет, а также контрольные вопросы. В приложении приведен понятийный аппарат по производственному менеджменту; некоторые психологические тесты, пословицы и поговорки, рассуждения, размышления и советы менеджерам; примеры из опыта всемирно известных менеджеров Ли Якокка и Акио Мориты. Надеемся, что это поможет читателю овладеть искусством менеджмента как перспективного инструмента достижения успеха в жизни.

В написании темы 3 и приложений принимала участие кандидат экономических наук Сивкова Л. А.

 

Знаний, Здоровья, Счастья Вам!

 

 

тема 1. структура И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

План:

1. Роль и место курса "Производственный менеджмент" в подготовке менеджеров и экономистов.

2. Совокупность научных подходов к менеджменту.

3. Структура системы производственного менеджмента (СПМ).

4. Содержание целевой подсистемы СПМ.

5. Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ.

6. Содержание управляемой подсистемы СПМ.

7. Содержание управляющей подсистемы СПМ.

8. Внешняя среда СПМ.

 

 

1.1. Роль и место курса "Производственный менеджмент" в подготовке менеджеров и экономистов

Менеджмент (to manage) буквально означает руководство людьми.

В настоящее время существует множество определений менеджмента. Например, В.Р. Веснин дает следующие определения: менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка; О.С. Виханский, А.И. Наумов: менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой; И.Н. Герчикова: менеджмент – это управление в условиях рынка, конкретнее – организация управления фирмой, организация работы людей, процесс принятия управленческих решений; Джек У. Дункан: менеджмент – направление теоретических исследований и практики управления, эволюции экономических и социальных институтов, так или иначе имеющих отношение к проблемам управления.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица /14/. В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

Ученые Государственного Университета управления менеджмент определяют как: 1) интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки выполнения функций планирования, организовывания, координации, мотивации; 3) самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению; 4) искусство управления, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы, учитывать воздействие на функционирование организации факторов внешней и внутренней среды; 5) специфический орган современной организации; 6) категория людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции /14/.

Нам представляется целесообразным выделять отдельно понятия "менеджмент" и "система менеджмента". Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процессов по достижению системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Менеджмент – это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук. Система менеджмента – это система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений.

Таким образом, менеджмент – это комплексная наука, целью которой является достижение конкурентоспособных и эффективных управленческих решений и системы менеджмента фирмы в целом. Уровень экономической обоснованности принимаемого решения во многом определяет рациональность использования ресурсов как главного фактора качества жизни.

Производственный менеджмент – один из курсов по менеджменту, входящих в программу подготовки специалистов высшей квалификации по специальностям "Менеджмент", "Экономист-менеджер". В соответствии с учебным планом подготовки специалистов до курса "Производственный менеджмент" студенты изучают следующие специальные дисциплины: "Основы менеджмента", "Экономика организации" (фирмы, предприятия), "Теория организации", "Менеджмент качества", "Маркетинг", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и др. После курса "Производственный менеджмент" студенты изучают следующие специальные дисциплины: "Статистика", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения", "Международный менеджмент" и др. В составе изучаемых дисциплин "Производственный менеджмент" может быть и одной из последних.

В жизненном цикле товара "Производственный менеджмент" находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.

 

Если компоненты стратегии фирмы, разрабатываемые в соответствии с научными положениями и практическими рекомендациями "Стратегического менеджмента", не будут достаточно обоснованными, т.е. при разработке стратегии не будут применяться соответствующие методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования, то при любом качестве "процесса" в системе производственного менеджмента ее "выход" будет низкого качества. Например, если оборудование, технология, организация производства и другие компоненты "процесса" системы (фирмы) отличного качества, но компоненты стратегии фирмы ("вход" системы) недостаточно обоснованы и не отвечают требованиям конкурентоспособности, то "выход" системы будет неудовлетворительного качества (на уровне качества "входа").

Таким образом, достижение высокого качества "выхода" системы или конкурентоспособности выпускаемого товара возможно при соблюдении следующих условий: 1) качество работ по стратегическому маркетингу должно быть высоким, отвечать требованиям конкурентоспособности; 2) качество "процесса" в системе, т.е. оборудование, технология, организация производства и другие компоненты фирмы должны отвечать требованиям конкурентоспособности.

Методология выполнения первого условия рассматривается в специальной литературе.

Методология выполнения второго условия рассматривается в изучаемом курсе "Производственный менеджмент", состоящем из Следующих тем:

1. Структура и содержание системы производственного менеджмента.

2. Процесс принятия управленческого решения.

3. Личность и коллектив в производственном менеджменте.

4. Планирование деятельности предприятия.

5. Организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия.

6. Организация производственного процесса в пространстве и во времени.

7. Организация обслуживания производства.

8. Реализация стратегии маркетинга.

 

В изучаемом курсе делается упор на обеспечение качества "процесса" в системе на уровне качества "входа" системы, которое закладывается по методологии "Стратегического менеджмента". При этом "процесс" переработки "входа" в "выход" системы рассматривается комплексно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: