Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, общая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году.
Коллективное бессознательное основывается на опыте общества в целом.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.
Коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:
− получено по наследству;
− состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью инстинктивногоповедения;
− идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
− имеет мифологические содержания;
− состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
− может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.
Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
1) Персона — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность.
2) Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.
3)Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Юнг настаивал на том, что анима и анимус должны быть выражены гармонично, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации.
4) Самость. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы. В понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.
1) группа психологов гуманистического направления: Эрих Фромм, А. Маслоу. (XX век)
В фокусе их исследований – ценностные ориентиры человека. Любовь, гуманизм и высшие ценности входят в самое глубинное ядро личности человека.
2) Милтон Дж. Эриксон (американский врач из штата Аризона).
Эриксон увидел в бессознательной сфере человека ценнейшие ресурсы, способствующие личностному росту человека, эволюции и позитивным изменениям.
3) Берт Хеллингер. По его мнению, индивидуальные проблемы человека находятся в тесной связи с некой областью «коллективного бессознательного» семьи или родовой системы.