Кант совершил в философии переворот. Вместо привычной онтологической проблематики на первом плане оказывается гносеология. Прежде чем рассуждать о мире, необходимо исследовать структуру и механизмы познания, установить, что именно придает научному знанию достоверность и всеобщность, и определить границы познавательных возможностей вообще.
Основные положения гносеологии:
1. Активность субъекта
2. Чувственность, рассудок, разум — три взаимосвязанные познавательные способности, выполняющие разные функции.
- Чувственность непосредственно контактирует с объектом.
- Рассудок является основой мышления.
- Разум — способность к умозаключениям — ставит вопросы и ищет на них ответы. Дилемма рационализма и сенсуализма решается следующим образом: все знания из ощущений, в разуме нет «врожденных идей». Однако мыслительные способности (рассудок) не просто фиксируют и обобщают ощущения, а придают им значение, формируют понятия.
3. Кант ввел понятия «вещь-для-нас» и «вещь-в-себе»
- «Вещь-для-нас» — это те стороны объекта, которые даны в опыте.
- «Вещь в себе» — те стороны, которые принципиально находятся за границами опыта. «Вещь в себе» непознаваема.
Мир познается нами только в своих явленных формах. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Таким образом, прочерчивается своеобразный гносеологический барьер, ограничивающий возможность познания.
4. Априоризм наиболее важная для самого Канта характеристика познания. Речь идет о существовании в сознании субъекта неких доопытных форм, не зависящих от эмпирического материала.
Познание — это синтез чувственного и логического. Априорные формы созерцания и рассудка — средства этого синтеза. Они существуют вне опыта, но, одновременно, организуют, оформляют любой опыт. Разум, как высшая ступень мышления, в своих возможностях с одной стороны, ограничен априорными познавательными способностями, а с другой — внешней границей опыта.
5. Антиномии — это противоречия, в которые впадает разум, пытаясь рассуждать о свойствах вещей в себе. Кант выделил четыре антиномии, касающиеся наиболее фундаментальных проблем устройства мира и человека:
1) конечность либо бесконечность мира;
2) делимость до бесконечности либо предел делимости;
3) детерминизм (всеобщий характер причинности и необходимости) либо свобода воли;
4) наличие высшего существа (Бога) или отсутствие его.