Философские концепции познания

Познание: -высшая форма отражения объективной действительности -процесс активного взаимодействия субъекта и объекта − Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт. Представителями эмпирической философии были в английские мыслители Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк. Ф. Бэкон исследовал основные возможные ошибки на пути опытного познания. Особое место в учении Бэкона занимает теория «идолов» познания: Он выделяет четыре рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, позаимствованные людьми из различных философских систем. Лучший метод познания – индукция − Рационализм – направление в философии, подчеркивающее ограниченность чувственного опыта и приоритет разума в познании. Представителями рационалистической философии являлись Р.Декарт, Б.Спиноза. Во Франции разработкой универсального метода познания занимался Р. Декарт. Он формулирует основные правила метода познания: 1) начинать с простого и очевидного; 2) переходить от дедукции к сложным высказываниям; 3) сохранять непрерывность цепи умозаключений; 4) помнить, что критерий истины – сохранение четкой дедукции. Сомнение – важная сила, двигающая познание. Интуиция – понятие ума, порождаемое естественным светом разума, которое благодаря своей простоте является достоверным знанием. − ГносеологияКанта Ввел понятия априорных и апостериорных суждений и видов познания, а также понятия «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Априорное познание – доопытное познание. Апостериорное познание – суждение, возникшее в результате опытного познания. Особое место занимает теория антиномичности познания. Антиномия – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным. Противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного приложимо лишь к миру «вещей-в-себе», а применяются к миру опыта, где присутствует только конечное и обусловленное. Процесс познания всегда диалектичен, это всегда движение от знания к незнанию и через незнание снова к знанию. Диалектика познания проявляется во взаимоотношениях двух основных видов знания – априорного и апостериорного. Мир до конца непознаваем и во многом Кант заложил основу агностицизма – теории о непознаваемости мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: