Философские концепции познания
Познание:
-высшая форма отражения объективной действительности
-процесс активного взаимодействия субъекта и объекта
− Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт. Представителями эмпирической философии были в английские мыслители Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк.
Ф. Бэкон исследовал основные возможные ошибки на пути опытного познания.
Особое место в учении Бэкона занимает теория «идолов» познания:
Он выделяет четыре рода «идолов»:
1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой;
2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей;
3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка;
4) «идолы театра» - ложные представления о мире, позаимствованные людьми из различных философских систем.
Лучший метод познания – индукция
− Рационализм – направление в философии, подчеркивающее ограниченность чувственного опыта и приоритет разума в познании. Представителями рационалистической философии являлись Р.Декарт, Б.Спиноза.
Во Франции разработкой универсального метода познания занимался Р. Декарт.
Он формулирует основные правила метода познания:
1) начинать с простого и очевидного;
2) переходить от дедукции к сложным высказываниям;
3) сохранять непрерывность цепи умозаключений;
4) помнить, что критерий истины – сохранение четкой дедукции.
Сомнение – важная сила, двигающая познание.
Интуиция – понятие ума, порождаемое естественным светом разума, которое благодаря своей простоте является достоверным знанием.
− ГносеологияКанта
Ввел понятия априорных и апостериорных суждений и видов познания, а также понятия «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».
Априорное познание – доопытное познание.
Апостериорное познание – суждение, возникшее в результате опытного познания.
Особое место занимает теория антиномичности познания.
Антиномия – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным.
Противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного приложимо лишь к миру «вещей-в-себе», а применяются к миру опыта, где присутствует только конечное и обусловленное.
Процесс познания всегда диалектичен, это всегда движение от знания к незнанию и через незнание снова к знанию. Диалектика познания проявляется во взаимоотношениях двух основных видов знания – априорного и апостериорного.
Мир до конца непознаваем и во многом Кант заложил основу агностицизма – теории о непознаваемости мира.
|