Исторический процесс - единство объективного и субъективного.
Под объективным в обществе подразумеваются факторы, существующие независимо от воли и желаний людей. (Примеры: экономический фактор)
Под субъективным понимают то, что зависит от самих людей, от их сознательности, уровня культуры, дисциплинированности, ответственности и т.д.
Приоритет принадлежит объективному, так как оно в конечном счете определяет субъективное. Люди должны учитывать возможности объективного фактора и, исходя из этого, действовать в соответствии со своими возможностями, традициями, обычаями, менталитетом и т.д.
Если брать человечество в целом, то по мере его продвижения по пути социального прогресса возрастает роль субъективного фактора.
Становление человечества есть становление собственно человеческой истории.
− Первобытное общество — это социум, который с некоторыми оговорками ближе к Природе, чем к подлинной истории людей. Почти все отношения между индивидами регулировались не социальными, а естественными связями.
− В эпоху рабства люди уже начинают делать настоящую собственную историю:
1) социальные связи стали доминировать над природными (наличие юридических норм для регулирования отношений)
2) появилась письменность, давшая возможность фиксировать мысли, создавать духовные ценности и оставлять их потомкам.
3) сознательно строились государственные и межгосударственные отношения и т.д.
− В XX веке роль субъективного фактора резко возросла.
Все социальные силы общества принимают активное участие в творении истории: производят ценности, делают политику, создают различные политические партии, учреждения, объединяющие в своих рядах миллионы людей не на базе кровнородственных связей, а на основе профессиональных и иных интересов.
Общественный прогресс и его критерии.
Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований общества.
Теории общественного прогресса:
1. Теории естественного прогресса ( прогресс человечества происходит сам собой по естественным обстоятельствам).
2. Диалектические концепции общественного прогресса (прогресс – явление, внутренне закономерное для общества, присущее ему органически ).
3. Эволюционные теории общественного прогресса (наличие в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты).