Неоплатоники (Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих)

Последний этап развития античной философии связан с неоплатонизмом.

Главная задача, которую поставил перед своей философией Плотин, заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства как начала всякого бытия все остальное, что существует в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Решается это путем мистического богопознания. Однако средствами для этого служат философия и диалектика.Способность мистического богопознания осуществляется с помощью интеллектуальной интуиции, которая свойственна лишь немногим. Единое как бы созерцается душой.

Согласно Плотину, из Единого происходит Ум, в котором различаются три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. Из Ума происходит бытие, оно же является действующей причиной всего. Из него же возникает Душа, которая подвижна. Из Души происходят многочисленные души людей. Души пребывают в материальном мире. Душа человека приобретает успокоенность, лишь стремясь к Богу. После Плотина был Порфирий. Он излагает логическое учение о признаках понятия. Порфирий писал также работы против христианства и многие другие. Рядом с теоретическими трактатами у него идут работы, посвященные практической философии.Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души.. Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Первое Единое— выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. В сфере ума Ямвлих различает мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Прокл считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет человека с благостью богов.

Теоцентризм средневековой философии

Теоцентризм— философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.Средневековая философия рассматривала закон не как необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление божественной воли. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога, каждое из которых основано на этом принципе. В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Высшую цель жизни видят в служении Богу. Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Иудаизм, христианство, мусульманство настаивают на единобожии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: