Эмпедокл и Анаксагор

Эмпедокл предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может: из ничего ничего не возникает.

Превращение Эмпедокл объяснял, как соединение и распад воды, огня, воздуха и земли. Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов. Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединенияи разделения. Концепция восприятия: подобное познается подобным.

Анаксагор предположил, что и мир в целом, и все предметы состоят из мельчайших частиц. Этих мельчайших частиц в мире «бесконечное число раз бесконечное». Каждый предмет включает в себя все виды частиц, но не в равной степени. Вещь будет той или иной в зависимости от того, какие частицы в ней преобладают. Анаксагор ввел другое, нематериальное начало — Ум, правящий миром. Ум и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи. Формула восприятия по Анаксагору — неподобное познается неподобным.

Софисты и Сократ.

Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, были мудрецами особого рода.Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе и стали платными учителями мудрости, учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора. Распространяли знания о самом человеке и его сознании,утверждали, человек есть мера всех вещей. Сократ понимал человека, как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал, как объективное, независимое от меня людей знанием, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий.Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.

Левкипп и Демокрит.

Имена Левкипп и Демокрит тесно связаны с атомистической теорией. Независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит. Он признаёт существование двух начал: бытия и небытия, существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Бытие множественно и делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться. Он считал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью.Демокрит одним из первых дал представление о процессе познания, выделив в нём чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание идёт от чувств к разуму.

Философское учение Платона.

Идея – это чистая форма прекрасного в себе, гармоничный и современный образ.Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врождённые идеи, с помощью которых он открывает для себя мир. Человек представляет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа.Души Платон делит: разум, страсть (воля), вожделение. Обладатели разумной души – это «мудрецы», философы. Страсть (воля) – стражникам воинам. Вожделенцы – это крестьяне,торговцы,и ремесленники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: