Серебряный век» русской философии

Речь идет о русской религиозной философии к. 19- н. 20 вв. Разные стадии истории русской философии. XIX век – это аккумуляция философских знаний.

19 век. Петр Яковлевич Чаадаев. В своих «Философических письмах» он одним из первых поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы. В первых письмах он давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения. Говорил, что Россия осталась в стороне от общего движения, что в крови русских есть нечто враждебное истинному прогрессу и потому ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве России.

Славянофилы. Братья Аксаковы, Самарин. Алексей Хомяков: дихотомия «Россия – Запад». Истинное христианство – православие и отступничество от догмата – католичество. Реформы Петра пагубны. Будущее России связано с соборностью общины. История анализируется как 2 формы религии – кушитская (темная необходимость) и иранская (светлая свобода). Россия воплощает свободное культурное развитие, освящённое православием.

Иван Киреевский: Россия – спокойствие внутреннего самосознания, община. Будущая ее роль – указать другим народам перспективный путь развития, дать высший смысл европейским формам просвещения. «На Западе мы видим богословие, опирающееся на абстрактный рационализм, доказательство истины при помощи логической связывания понятий.

Русская религиозная философия. Она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники. Духовным источником русской религиозной философии было Православие, а в центре внимания – тема Бога и человека, и отношений между ними. Философский идеализм, часто религиозно-мистический. Это синтез православия как веры с философской мыслью. Своей главной задачей русские религиозные мыслители считали раскрытие и обновление подлинного содержания православно-христианского мировоззрения, отказ от его мертвых формул, соединение православия с жизнью людей.

Софистические течения русской религиозной философии

Софи́сты— древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.Значительна и историческая среда рождения софистики и русской религиозной философии – период слома, конца классического полиса и начало эпохи эллинизма в Греции, и время предшествующее катастрофе семнадцатого года в России. Софист – с подачи Платона и Аристотеля уничижительная кличка обозначающая ложного мнимого мудреца распространяющего ложную мудрость, укладывающуюся в навык делать «слабую речь сильной», с помощью хитроумных мыслительных фокусов доказывать, что черное это белое, а белое, черное.

Русский космизм

Косми́зм— философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира». В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной. Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Русский марксизм

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения.Плеханов первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма к условиям России. В утверждении в странах буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу. Главная теоретическая заслуга Плеханова - критика программных установок народничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: